Процессы трансформации бизнеса и развития концепций управлении экономическими объектами, потребности в серьезных научных исследованиях для создания и развития инновационной экономики предопределили необходимость совершенствования курсов «Методологии и методы исследований в экономике» и «Методологии и методы исследований менеджменте». Современные пособия и учебная литература не в полном объеме отражают новые экономические реалии и потребности бизнеса. Значительный акцент в сторону философско-методологического содержания приводит к пробелам в знаниях практического применения методологий и методов научных исследований, что сказывается на качестве их результатов. Данное учебное пособие является попыткой расставить методологические акценты таким образом, чтобы аккумулировать приобретенные студентами знания для выполнения реального исследования, имеющего теоретическую и практическую значимость в экономике и менеджменте. При этом авторы хотели бы избежать повторения разделов таких курсов как «Математика», «Статистика», «Математический метод в экономическом исследовании», «Эконометрик» и при необходимости ссылаются на соответствующие разделы в источниках литературы, однако в ряде случаев для целостности восприятия материала дают основную характеристику применяемым методологиям и методам.
|
|
Учитывая общепринятую философскую классификацию методов научного исследования, которая подразделяет все методы исследования на теоретические и эмпирические, а также методы, которые одновременно являются и теоретическими, и эмпирическими (например, деловая игра), авторы выносят в отдельные главы наиболее важные, на их взгляд, методы исследований в экономике и менеджменте. В меньшей степени в данном пособии рассмотрены исторические методы в экономике и менеджменте, приведшие к возникновению различных школ и направлений исследований, что обусловлено наличием большого числа публикаций, а также изучением этих разделов в дисциплине «История экономических учений». Значительное внимание авторы уделяют применению современных информационных технологий и систем в выполнении научных исследований.
«Методологии и методы исследований в экономике (менеджменте)»‒ учебная дисциплина, включенная в план подготовки магистров, призвана привлечь повышенное внимание к методологиям, методам, проблемам, принципам, тенденциям, необходимым профессиональным экономистам и менеджерам для разработки и реализации бизнес-исследований и научных проектов с целью повышения эффективности организаций, отраслей, регионов в различных сферах экономики.
|
|
Объектом изучения в данной дисциплине являются процессы организации и развития научных исследований в различных областях экономики, менеджмента, маркетинга, логистики, производства на макро- и микроуровнях.
Предметом изучения являются проблемы эффективного поиска и оптимального использования экономических ресурсов, технологий, методов, инструментов в макро- и микроэкономической среде рынка.
Целью дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о методологии и методах исследований, используемых в рыночной практике и в академической среде, а также о возможных инструментальных средствах и технологиях для реализации исследований в экономике.
Задачи дисциплины определены содержанием предмета и методиками освоения курса, базирующихся на инструментальных средствах анализа информации. Задачами курса являются:
- изучение методологий и методов исследований в экономике и менеджменте;
- изучение возможностей современных информационных технологий систем для реализации исследований в экономике и менеджменте;
- формирование у студентов логического мышления, необходимого для использования методологических основ проведения исследований, а также проведения комплексного исследовательского проекта;
- развитие аналитических способностей, и формирование системного видения процессов, происходящих во внешней бизнес-среде и внутри компании;
Пособие состоит из 7 глав, направленных на изучение методов научных исследований в экономике и менеджменте и практики их применения в исследовательской работе.
Первая глава содержит основные понятия и определения, лежащие в основе научных исследований, а также устанавливает связи между такими понятиями как методология исследования, техника, процедура и методика исследования, освещены вопросы топики и риторики как основы для изложения научных результатов, дискуссий и научных докладов Во второй главе содержится краткое описание понятий, используемых в современных аналитических информационных системах, которые лежат в основе аналитических исследований, а также характеристика отдельных инструментальных средств ─ аналитических платформ и приложений, используемых в настоящее время для выполнения исследований в экономике и менеджменте.
Эмпирические методы исследований: основные понятия и принципы классификации рассмотрены в третьей главе. Особое место уделено наблюдению как эмпирическому методу исследований, методологии и организации проведения качественных исследований. Представлена практика применения метода наблюдений в маркетинге. Рассмотрены виды и дана характеристика экономического эксперимента.
Теоретические методы исследований, практика их применения представлены в четвертой главе пособия. Важное значение в эффективном применении теоретических методов исследований играет процесс формализации, обеспечивающий построение моделей, обеспечивающих формирование нового знания об объекте исследования. Математизации и методам построения математических моделей, проверки их адекватности, инструментальным средствам моделирования в материалах пособия уделено особое внимание.
Пятая глава пособия охватывает рассмотрение логических методов научных исследований, к которым относятся анализ и синтез, сравнительный анализ, аналогия, индукция и дедукция.
В шестой главе представлены общие сведения о методах статистических исследований, которые играют в науке особую роль. В этой связи вопросы обработки статистических данных, применения инструментальных средств анализа и интерпретации результатов выделены в отдельную главу. Следует отметить, что материал содержит не все разделы статистики, однако позволяет выполнить исследования с применением основных методов статистического анализа.
|
|
Седьмая глава содержит описание основных принципов и подходов научных исследований, стандарты оформления научно-исследовательских разработок, правила оформления отчетов о научно-исследовательской работе и рекомендации по презентации полученных результатов.
Пособие содержит большое число практических примеров, упражнений и кейсов, ориентированных на получение практических навыков научных исследований.