Методологические основы научных исследований

Одной из главных целей научной деятельности является получение точных исчерпывающих научных знаний об окружающем мире и его составляющих элементов.

Научное знание – это специальный вид знания, который согласно современным взглядам ученых характеризуется, прежде всего, возможностью сопоставления с некоторой объективной реальностью. Необходимость в научном знании возникает в случае, когда обнаруживается недостаточность представлений об объекте в рамках повседневного мышления и обыденного знания. При этом на основе сопоставления с реальностью конкретные системы научные знания оцениваются как полные, истинные, адекватные, объективные, точные и т.д.

В познавательном процессе выделяют два уровня научных исследований: теоретический и эмпирический. Теоретические исследования направлены на всестороннее изучение и познание объективной реальности с целью выявления общих для данной предметной области связей и обобщений, составляющих основу развития теории. Эмпирические исследования направлены на объект, на конкретное изучение процессов и явлений с целью фактов науки и их обобщений.

Любое научное исследование базируется на методологии, определяющей последовательность привлечения различных форм знаний, позволяющая осуществить основные принципы научных исследований: объективность, воспроизводимость, доказательность (верификацию) и точность полученных результатов. Дословный перевод с греческого термина «методология»(от греч. methodos - путь logos - слово, учение) ─ «учение о методах», однако в литературе под этим термином понимают как учение о научном методе познания, так и совокупность методов, применяемых в какой-либо области науки.

Методология как способ изучения какой-либо реальности многовариантна и многомерна и также как подходы к научным исследованиям может быть классифицирована с использованием различных признаков. Первая самая распространенная классификация методологий ‒ их разделение по принадлежности к той или иной области знаний (например, философская методология, историческая методология, экономическая методология и т.д.). Популярным является разделение методологий по трем уровням ее общности:

- всеобщая;

- общая;

- частная.

К всеобщей методологии можно отнести философию. Именно эта наука дает ученым различных направлений ориентиры о сущности познавательного процесса, его формах, уровнях, исходных предпосылках, об условиях его достоверности и истинности, о социально-историческом контексте познания.[1] Философия формулирует общие принципы, используемые учеными в явном или неявном виде при реализации исследовательского процесса, в том числе в экономике и менеджменте. Например, философский принцип познаваемости мира относится и к познаваемости любых экономических явлений и процессов и означает, что исследуемый экономический феномен познаваем. В менеджменте повсеместно используется философский принцип практической осуществимости: «Все, что теоретически возможно и не запрещено законами природы, то практически осуществимо». Это принцип лежит в основе исследований, направленных на управление хозяйственными процессами и явлениями путем целенаправленного воздействия на них.

Общая методология ориентирована на применения в нескольких науках. Примером этих методологий могут служить математическая, статистическая, историческая и другие методологии. Очевидно, что названные методологии находят свое применение не только в математике или истории, но в экономике, менеджменте, социологии и т.д.

Частные методологии применяются только в одной конкретной науке, например, экономическая методология ориентирована на познавательную деятельность в экономике.

Выбор методологии, как и определение проблемы, есть в некотором роде «искусство», осваивать которое необходимо с первых шагов исследовательской деятельности. Успехи в этом направлении базируются интуиции, сформированной под воздействием:

- знаний дисциплины и умений работать в различных направлениях;

- фундаментальных знаний не только в области своей дисциплины, но и в других смежных дисциплинах (для экономистов и менеджеров ‒ математика, информационные технологии, социология, психология и т.д.);

- анализа современной научной периодики;

- знания круга авторов, работающих по исследуемой проблеме, и объективной оценке результатов их исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: