Вид выносливости | Нагрузка | Отдых | Упражнение (средство) | Метод | ||
Число повторений | Длительность | Интенсивность | ||||
Силовая (анаэробная-аэробная) | От 10 до 15-30 раз | От 10 до 30 с | От средней до субмаксимальной | Не полный, 20-40 с | Круговая тренировка: 20-30 с - работа, 20 с - отдых | Интервальный |
Скоростная, основанная на анаэробно-креатин-фосфатном энергетическом источнике | 3-5 раз | От 8 до 45 с | Максимальная | Пассивный | 3x100 м, 4x60 м | Повторный |
Скоростная, основанная на анаэробно-гликолити-ческом механизме энергообеспечения | 1-2 раза | От 45 с до 2 мин | Субмаксимальная - 85-95% от максимальной мощности | Не полный, 30-60 с | Темповый бег 2x200м | Интервальный |
Скоростная, основанная на анаэробно-аэробном механизме | 1-3 раза | 2-10 мин | Средняя - от 60-65 до 70-75% от максимальной мощности | Не полный | Бег 2x3 мин, минимум 1 мин активного отдыха | Интервальный |
Координационная | 1-3 раза | 2-10 мин | То же | Без пауз | Игровые упражнения и игры, специально подобранные гимнастические упражнения и др. | Игровой |
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости. Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.
|
|
В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600-800 м; средних классов - 1000-1500 м; старших классов - 2000-3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное в заданное время.
В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).
|
|
К неспецифическим тестам определения выносливости относят: бег на тредбане; педалирование на велоэргометре; степ-тест.
Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода - МПК, частота сердечных сокращений - ЧСС, порог анаэробного обмена - ПАНО и т.п.).
Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.