Формирование и раскрытие учетной политики

Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Конкретно утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;

- формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организация по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета выбирает один способ из нескольких, допускаемых нормативными актами. На выбор учетной политики предприятия влияют следующие факторы:

1) форма собственности и организационно-правовая форма;

2) отрасль и вид деятельности;

3) взаимоотношения с системой налогообложения;

4) степень свободы действия в вопросах ценообразования;

5) стратегия финансово-хозяйственного развития;

6) использование компьютерной техники и программно-методологического обеспечения;

7) система информационного обеспечения предприятия по экономическим и правовым вопросам;

8) уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономические инициативы и предприимчивость руководителей предприятия;

9) хозяйственная ситуация в стране, уровень инфляции, состояние законодательства, инвестиционная активность, развитость инфраструктуры рынка.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Изменение учетной политики может производиться в случаях:

- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых правил ведения бухгалтерского учета (для более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или уменьшения трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации);

- существенного изменения условий деятельности.

Учетная политика охватывает теоретическую, методическую, техническую и организационную стороны.

Теоретическая часть учетной политики

Теоретическая часть учетной политики включает основополагающие правила и научные положения в системе бухгалтерского учета: допущение автономности или имущественной обособленности предприятия, допущение непрерывности, допущение последовательности применения учетной политики, допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации, кроме того, должна также обеспечить выполнение принципов бухгалтерского учета: полноты и своевременности, консервативности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.

Методическая сторона учетной политики

В процессе формирования учетной политики предприятие может принимать решения по следующим методическим вопросам бухгалтерского учета:

1) порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

2) разграничение основных средств и других активов;

3) порядок отражения процесса приобретения и заготовления материалов;

4) оценка производственных запасов;

5) оценка незавершенного производства;

6) варианты учета затрат на производство;

7) правила переоценки производственных запасов;

8) калькуляция себестоимости продукции и распределение косвенных затрат между объектами калькуляции;

9) порядок учета и финансирования ремонта основных средств

10) сроки погашения расходов будущих периодов

11) варианты учета выпуска продукции;

12) методы определения выручки от реализации продукции или признания прибыли от реализации продукции;

13) признание прибыли по долгосрочным договорам;

14) формирование оценочных резервов и фондов;

15) учет доходов будущих периодов;

16) варианты распределения и использования чистой прибыли;

17) порядок отражения в бухгалтерском учете начисления и выплаты дивидендов;

18) оценка задолженности по полученным займам.

Техническая сторона учетной политики

Техническая сторона учетной политики включает: разработку рабочего плана счетов, выбор формы бухгалтерского учета, инвентаризацию имущества и обязательств, внутрипроизводственную отчетность, документооборот.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета. Предприятие разрабатывает и утверждает собственный рабочий план счетов на основе утвержденного централизованно. Из всей совокупности синтетических счетов предприятие выбирает те, которые необходимы для отражения финансово-хозяйственных операций с учетом специфики его деятельности. Предприятие имеет право вводить, уточнять и исключать субсчета к синтетическим счетам; устанавливать дополнительные счета аналитического учета.

Формы бухгалтерского учета. Предприятие самостоятельно определяет форму бухучета, исходя из содержания хозяйственной деятельности и уровня автоматизации учетных работ. Возможно сочетание разных форм и регистров учета и применение разнообразных бухгалтерских программ.

Документооборот. Требования к документированию процедур учета отражены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Движение первичных документов регламентируется графиком документооборота в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполненных подразделениями и отдельными исполнителями с указанием их взаимосвязи и срока выполнения работ. Эту работу организует и конкретизирует главный бухгалтер.

Внутрипроизводственная отчетность. Предприятие само решает, какая внутренняя отчетность нужна для управления, с какой периодичностью, в какие сроки и кому она представляется.

Организация ведениябухгалтерского учета

Организационный аспект бухгалтерского учета должен быть отражен в следующих основных элементах учетной политики: организационная форма бухгалтерской службы, структура бухгалтерской службы и уровень централизации учета, выделение подразделений на отдельный баланс.

Организация бухгалтерской службы включает права и обязанности главного бухгалтера, его место в системе управления предприятием, порядок взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями и ее организационное построение. На крупных и средних предприятиях бухгалтерский учет осуществляется специальной бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. На малых предприятиях возможно привлечение специальной профессиональной организации или специалиста на договорных основах.

Структура бухгалтерской службы. В бухгалтерии предприятия обычно выделяется специальная расчетная группа, которая занимается расчетами по оплате труда, взносов во внебюджетные фонды, удержания налогов из зарплаты; материальная группа, ведущая учет приобретения материальных и других ценностей, учет расчетов с поставщиками, учет хранения материалов. На небольших предприятиях материальная группа может вести учет основных средств и готовой продукции, ее производство и калькуляцию себестоимости. Общая группа осуществляет учет всех основных операций, а также ведет главную книгу и составляет бухгалтерскую отчетность. На крупных предприятиях выделяют финансовую группу, которая ведет учет денежных средств и расчетов с предприятиями, организациями и отдельными лицами. Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отношение ко всем цехам и отделам предприятия. Из цехов поступает информация о количестве произведенной продукции, документы по отдельным хозяйственным операциям, информация о выработке и начислении зарплаты. Со складов приходит информация о движении товарно-материальных ценностей. Из отдела планирования поступают нормативы и т.д.

Выделение подразделений на самостоятельный баланс. Предприятие может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, филиалы, представительства, отделения и т.д. Это используется при территориальной удаленности подразделения, обособленности производственного процесса. В то же время выделение на отдельный баланс не означает имущественного обособления структурного подразделения, так как оно не является юридическим лицом. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и обязательственное состояние подразделения лишь частично. Он не отражает реального обеспечения долгов перед кредиторами, т.к. контрагентом во взаимоотношениях с кредиторами является предприятие как юридическое лицо. Руководство подразделения не имеет права действовать от своего имени, а лишь по доверенности от руководства предприятия. Тем самым отдельный баланс предприятия – это внутренний документ, который направлен на усиление управленческого учета, то есть для контроля уровня затрат и результатов хозяйственной деятельности центров ответственности. Активы и пассивы баланса подразделения включаются в баланс предприятия, а внутренний оборот между подразделениями исключается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: