Тип ПП | Уровень формируемых компетенций | Формулировка учебной цели (типовая) | Ключевой элемент опыта |
ФРформально-репродуктивный | Знаниевая | Готовность выполнить образец | Знания, элементарные навыки |
СР сущностно-репродуктивный | Технологическая | Умения решать задачу. Умение изготовить вещь | Материализованные действия (умения) |
П продуктивный | Творческая | Опыт разработки собственной программы для решения нестандартной задачи | Творческое мышление как способность разобраться с любым материалом и предложить своё решение. Как правило, ставка делается на теоретическое творческое мышление |
С-Осубъектно-ориентированный | Субъектная | Постижение личностного смысла данной деятельности | Личные качества, запускающие механизм самостоятельной деятельности |
Примечание. Речь идет не о формировании хорошей или плохой личности, коллективиста или индивидуалиста, тем более – позитивно или критично настроенного человека, а о формировании способности осознавать мотивы своей деятельности, вызывающих её потребностей, самостоятельной постановки цели. Поэтому главные здесь качества – ответственность, самостоятельное принятие решения, понимание себя, умение выстраивать (спланировать) свою деятельность.
|
|
Достижение разных уровней образовательного результата обеспечивается разноуровневой деятельностью учащихся: от формального повторения к самостоятельному поиску и от него – к самостоятельной постановке цели изучения предмета.
Требования ФГОС отражают более корректное понимание образовательного результата и процесса, с другой стороны, содержательные характеристики образовательного результата достигаются реализацией субъектно-ориентированного типа ПП. Последний становится доминирующим, но это не означает, что не реализуется репродуктивная деятельность. Отличие репродуктивной деятельности обучающегося в рамках С-О типа ПП от репродуктивной деятельности обучаемого в репродуктивном типе состоит в том, что первая встроена в деятельность большего масштаба с привлекательной для ученика целью и выполняется по его запросу. («Да, он выучит химические элементы, так как выбрал проект по химии»; «Да, он вызубрит роль, так как завтра хочет блистать в школьном театре миниатюр»).
Следует отметить, что с ростом уровня активности ученика в учебной деятельности всё меньше различаются обучение и воспитание. Метод проектов становится основным, и мы говорим о целостном образовательном процессе. По этой же причине временной период, необходимый для достижения современных целей учебного процесса, расширяется до изучения темы, раздела, и ценность конкретного занятия определяется местом его в системе занятий. Цель отдельного занятия во многом задается целями всего образовательного учреждения, желаемого портрета выпускника, определяющих базовый тип ПП.
|
|
Каждому типу педагогического процесса соответствует определённая образовательная технология как технологическое описание деятельности ученика и поддерживающей его деятельности преподавателя, гарантированно приводящих к запланированному результату.
Последовательность проектирования в данном случае предполагает следующие стадии действий педагога:
-установочная - выбор базового типа ПП и соответствующей общепедагогической технологии, как правило, обеспечивающей общие образовательные цели учебного заведения; оценка правомерности их использования в данном предмете, теме, занятии;
- стадия разработки конкретной технологии занятия, то есть уточнение избранной общепедагогической технологии под учебный материал и учащихся;
- построение методики проведения занятия, включая мониторинг деятельности ученика и контроль достижения образовательного результата;
- стадия реализации методики и коррекции проекта ПП.
Ядром последовательности является разработка конкретной технологии занятия (его технологического каркаса). Фактически это – конкретизация определённой общепедагогической технологии, имеющей чёткую структуру, под учебный материал и учащихся. Она включает следующие этапы:
1)анализ содержания учебного материала темы (содержания образования) и определение (фиксация) образовательного результата в форме компетенций определенного уровня, которые раскладываются на знания, практический опыт, мыслительные операции, отношение к делу определённого уровня;
2)определение образовательной цели занятия как результата определённого типа педагогического процесса с соответствующей общепедагогической технологией, которая и берётся за основу разработки конкретной технологии для данного занятия;
3)проектирование познавательной деятельности ученика, объективно необходимой для формирования у него планируемого образовательного результата (конкретизация типичной для выбранного типа ПП познавательной деятельности ученика);
4)интерпретация содержания учебного материала, соответствующая заданному уровню его изучения и логике познавательной деятельности ученика в выбранной ОПТх;
5)выбор уровня методов обучения (в классификации их по степени самостоятельности ученика), адекватного желаемому уровню активности познавательной деятельности ученика; здесь же выбираются сами методы деятельности преподавателя;
6)оценка ограничений применения данной технологии, например, временнóго ресурса, готовности учеников;
7)продумывание процедур пошагового отслеживания успешности запланированных технологических этапов (этапов познавательной деятельности ученика) и описание процедуры контроля достигнутого образовательного результата (мониторинг процесса обучения как часть технологии).
Пункты 2, 3 и 5 являются ядром учебного процесса, необходимыми и достаточными для получения результата шагами, то есть образовательной технологией в строгом смысле слова. Они строго увязаны между собой. Всё остальное – уточнение технологии и методические элементы организации деятельности преподавателя, в которых отражается индивидуальность и мастерство педагога.
Широкая практика реального построения учебного процесса и теоретические исследования показывают необходимость достроить это ядро планированием большего масштаба (тема, предмет), чтобы корректно определить место занятия в системе учебной работы и его цель. Необходимо ввести этапы апробации и коррекции первоначального плана. Главное – необходимо представить ребёнку возможность выбрать цель своей учебной деятельности, её уровень: кто-то захочет ограничиться выполнением обязательного норматива, кто-то воспримет занятия по предмету как подготовку к своей профессиональной деятельности. Проект занятия должен изначально предполагать возможность для учащихся различного уровня деятельности в соответствии со своими мотивами (в чем и проявляется субъектный подход к проектированию образовательного процесса).
|
|
Таким образом, проектирование процесса обучения представляет собой разработку конкретной технологии учебной работы в рамках занятия как конкретизацию общепедагогической технологии определенного типа ПП, являющейся базовой для всего учебного заведения. Выбор же самой ОПТх и типа ПП происходит в зависимости от заданного образовательного результата (портрета выпускника) и представляет собой установочный этап проектирования.
Приведённая выше последовательность проектирования ПП должна быть дополнена оценкой правомерности использования базового типа педагогического процесса и соответствующей общепедагогической технологии (избранных в зависимости от обобщённой характеристики выпускника как интегрированного отсроченного результата определенного типа) в данном предмете, теме, занятии.
Приведём сводную картину шагов проектирования педагогического процесса на основе технологического подхода (см. табл. 9). Это – общая последовательность проектирования педагогического процесса любого типа. Реализация репродуктивного обучения не предусматривает вариаций маршрута. Вариативно-технологическое проектирование ПП является ответом на требование гуманистического подхода к реализации педагогического процесса, который призывает не только прислушиваться к мнению обучающегося в выборе методов обучения и контроля, форм взаимодействия с педагогом, но и оставляет за учеником постановку целей обучения: что изучать и в каком объёме.
Обучающийся может выбирать
|
|
- цели (глубину и объём изучения курса как факультативного, так и основного);
-стратегию и тактику достижения цели (принимая цель, поставленную преподавателем, ученик волен менять количество и сложность решаемых задач, прибегать к помощи или искать ответ самому, выполнять задание сразу или поэтапно);
-выбор учебного содержания (выбор тем рефератов, эссе, курсовых работ, элективных предметов, модулей, набора курсов специализации);
-объем, сложность, темп освоения учебного материала, самостоятельной работы, варианты домашних заданий;
-методические средства (выбор учебных заданий и форм контроля);
-выбор преподавателя, организующего образовательный процесс.
Таблица 9