Основное содержание ответа. В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают формироваться личностные механизмы поведения; складывается первичное соподчинение

В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают формироваться личностные механизмы поведения; складывается первичное соподчинение мотивов. В дошкольном возрасте формируется ядро личности — Я-концепция. У дошкольников она остается весьма пластичной, подверженной воздействию многочисленных факторов. Для ребенка становятся важными такие составляющие самосознания, как собственное имя, самооценка и притязание на признание, представление себя как представителя определенного пола, представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), оценка себя в отношении прав и обязанностей.

За период дошкольного возраста эмоции проходят путь прогрессивного развития, усложняясь по содержанию, и делаясь разнообразнее по форме выражения. В дошкольном возрасте эмоции ребенка приобретают все более социальный характер, а способы и средства выражения эмоций согласуются с нормами и правилами поведения, принятыми в его социальном окружении.

Социальность эмоций предполагает, с одной стороны, их приобретение детьми в процессе вхождения в социум под влиянием содействия со взрослыми и сверстниками; в результате приобретенные индивидом социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с его эмоциональной сферой, становятся органической частью личности. С другой стороны, являясь внутренним достоянием личности, социальные эмоции становятся содержательным мотивом ее поведения.

На протяжении дошкольного возраста происходит заметная модификация, как в содержании эмоций, так и в форме их протекания. Ранее возникшие эмоции углубляются и становятся более устойчивыми, разнообразными, ярко выраженными. Это прямо связано с нарастающим опытом ребенка, прежде всего социальным. Поэтому существенное внимание исследователи (К. Изард, Я.З. Неверович и др.) уделяют социальной обусловленности эмоций. То, каким образом социализируются эмоции, играет большую роль в личностном развитии ребенка.

В дошкольном возрасте эти эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Они вспыхивают ярко, бурно, быстро и столь же быстро утихают, то есть носят неустойчивый характер, имеют экспрессивные формы проявления.

Для успешного социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада необходимо осуществление такого взаимодействия педагога с ребенком, которое с одной стороны обеспечивало бы бережное отношение к хрупкому миру переживаний ребенка, а с другой стороны способствовало бы обогащению эмоционального опыта и активизации позитивных социальных проявлений детей в различных ситуациях.

Таким видом педагогического взаимодействия является педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение. Педагогическая поддержка — особое направление педагогической деятельности, последовательно реализующее принципы личностно-ориентированного образования. Под поддержкой понимается комплекс «помогающих отношений» со стороны «посредника» или «доверенного лица». Педагогическая поддержка — процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога. Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за ребенком, сопутствуя в его индивидуальном продвижении.

Выделяют различные виды педагогической поддержки и сопровождения «опека», «забота», «защита», «наставничество», «помощь».

Целью социально-эмоционального воспитания и развития является обеспечение социально-эмоционального благополучия каждого ребенка, которое включает в себя:

· уверенность в себе

· чувство защищенности

· жизненные успехи

· наличие хорошего настроения и друзей

Основы благоприятного социально – эмоционального развития малыша закладываются в период младенчества. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый - ребенок». Смысловые, эмоционально – теплые взаимоотношения взрослого с ребенком приводят младенца уже на первом году жизни к положительно – окрашенному восприятию им окружающего, к «доверию к миру». Отношение к сверстнику носит характер заинтересованности. Чтобы эти качества остались ведущими на протяжении всего дошкольного детства, взрослым (педагогам и родителям), необходимо постоянно оказывать ребенку эмоциональную поддержку, избегать жесткой зарегламентированности условий жизнедеятельности ребенка. Это позитивно влияет на развитие личности и является своеобразной профилактикой неврозов и других психических нарушений.

Психолого-педагогическое сопровождение социально-эмоционального развития осуществляется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. Доверительные взаимоотношения детского сада и семьи, формирование правильных установок на социально-эмоциональное развитие малышей закладываются уже в предадаптационный период в группе кратковременного пребывания ребенка с родителями.

Педагогическая поддержка и сопровождение социально-эмоционального развития детей невозможна без создания микроклимата, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между педагогами и семьями воспитанников.

Принимая ценностное отношение ребёнка к игре, миру, к самому себе, необходимо в качестве содержательной основы педагогического сопровождения создавать систему ситуаций организованного социального опыта. Основной задачей педагога при этом становится обеспечение условий для обогащения игрового опыта социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции взаимодействия со сверстниками через организацию предметно-игровой среды, направленной на социальное познание и организацию социальной практики.

Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия для развития ребенка в доступных ему видах деятельности (игровой, познавательной, художественной, досуговой); в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере. «Деятельность, общение и бытие ребенка, — по утверждению О.С. Газмана, — являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: