Культура Древнего Египта возникла одной из древнейших культур человечества. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н. э. с появлением на севере и юге реки Нил более 40 городов, стоящих во главе областей, или номов. Во второй половине IV тыс. до н.э. складываются Северное (Нижнее) царство и Южное (Верхнее) царство. К началу III тыс. до н. э. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Южного Египта Мина над Северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся затем в первую столицу нового государства — Мемфис.
В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастинеским (IV тыс. до н.- э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация.
Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил называть следующими царствами:
|
|
• Древним (III тыс. до н. э.);
• Средним (конец III — начало II тыс. до н. э.);
• Новым (II тыс. до н. э.).
Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н. э.).
Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил:
• его ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства —основы экономики Египта;
• единая ирригационная система способствовала созданию единого, централизованного государства;
• огромные залежи прибрежного камня служили прекрасным строительным материалом;
• необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировала развитие астрономии, математики и других наук;
• долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, была труднодоступна для вторжения иноземцев, давала возможность спокойно жить и развиваться без больших внешних потрясений, сохраняя самобытность культуры.
Подчеркивая огромное значение Нила для Египта, древнегреческий историк Геродот с полным основанием называл страну "даром Нила".
Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлений и культов:
§ культ многочисленных богов Египта. Верховными божествами были боги солнца Ра или Амон-Ра, бог Осирис, богини Исида, Сет, Маат;
§ культ обожествленного царя — фараона. Проведение установленных богами законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды;
|
|
§ культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых. В число священных входили: лев, корова, бык, кошка, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.
Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в додинастический период он имел развитое земледелие и скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К этому периоду относится также начало изготовления папируса, что способствовало широкому распространению письменности. Его культура была в полном смысле самобытной.
Эпоху Древнего царства (III тыс. до н. э.) сами египтяне рассматривали как золотой век в истории своей культуры, поскольку в этот период:
• утверждается медный век;
• высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство;
• открыто пчеловодство;
• в больших масштабах ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения;
• завершается становление иероглифического письма;
• появляется первый свиток папируса;
• складывается система счета;
• осуществляются первые попытки мумификации.
В эпоху Древнего царства практически оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов устанавливается своеобразная иерархия с Богом солнца Амоном-Ра во главе. Значительный подъем переживает художественная культура, в которой формируются специфические каноны искусства, появляется иероглифическое письмо (на папирусе писали знаками-символами с помощью специальных чернил).
Ведущим искусством Древнего царства была архитектура. Большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, которая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамейку (мастабу). Усложнение мастабы и многократное увеличение ее размеров по вертикали и горизонтали превратили ее в пирамиду. Первым это осуществил зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера в Саккаре (нач. III тыс. до н. э.). Первая пирамида была ступенчатой, имела высоту 60 м и представляла собой как бы поставленные друг на друга шесть мастаб.
Второй пирамидой стала пирамида Снофру в Дашуре. Она была правильным четырехгранником с квадратным основанием и высотой 100 м. Классическими стали пирамиды Хуфу, Хафра и Менкаура в Гизе (XXIX - XXVIII века до н. э.). Самая большая из них — пирамида Хуфу (по-гречески — Хеопса) имела высоту 146 м (сейчас меньше), сложена из 2,3 млн. блоков по 2,5 — Зт, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантский сфинкс (57 м длины) в образе льва с портретной головой, возможно, самого Хафра. Всего было построено около 80 пирамид.
Арабская пословица гласит: "Все на свете боится времени, а время боится пирамид". Пирамиды стали величайшимим достижением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Самая знаменитая из них — пирамида Хуфу — считается одним из семи чудес света.
В Древнем царстве успешно развивается скульптура. Одним из первых и известных произведений пластики стала небольшая плита (высотой 64 см) фараона Нармера, покрытая с двух сторон рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о победе Нармера, правителя Южного Египта, над Северным. Эта знаменитая палетка интересна тем, что в полной мере выражает своеобразие "египетского стиля ", заключающегося в особом способе передачи объемного тела на плоскости: голова и ноги изображаются в профиль, а плечи и тело — в фас. Помимо рельефов, украшавших стены гробниц и храмов, распространена портретная скульптура, связанная с заупокойным культом. Сохранившиеся произведения дают полное представление о особенностях египетской скульптуры: все статуи находятся в спокойных и застывших позах, наделены одними и теми же атрибутами, имеют одинаковую условную раскраску: красно-коричневую — для мужских, желтую — для женских, черную — для волос, белую — для одежд. Еще одна особенность египетской пластики — геометризм: абсолютная симметрия, четкость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела. Наиболее известными скульптурными творениями являются "Сельский староста", "Писец Каи", статуи-портреты царевича Рахотепа и его жены Нофрет и др.
|
|
Среднее царство (конец III — начало II тыс. до н. э.) - второй период расцвета Древнего Египта. Данную эпоху обычно называют классической. В этот период интенсивно развивается выплавка металла и египтяне широко используют орудия из бронзы. К уже имеющимся ремеслам добавляется производство стекла.
В социальной сфере усиливается роль средних слоев. Заупокойный культ обслуживает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои. Наблюдается переосмысление роли фараона: он воспринимается не только как бог, но и как конкретный живой человек.
Успехи в деле мумификации и бальзамировании были достигнуты благодаря развитию медицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители-жрецы разрабатывали учение о мозге, о кровеносных сосудах, о пульсе и сердце. Впечатляющими были успехи в математике и астрономии. От египетских математиков до нас дошло несколько десятков текстов, посвященных решению теоретических и практических вопросов. Геродот справедливо называл египтян учителями геометрии. Египетские астрономы неплохо знали небо, умели предсказывать солнечные и лунные затмения, начало разлива Нила; их солнечный календарь становился все более совершенным.
|
|
Архитектура остается ведущим искусством в Среднем царстве, развиваясь по-прежнему в единстве со скульптурой и рельефом. В этот период продолжается сооружение пирамид, но их строят не из камня, а из кирпича-сырца, что делает их недолговечными. В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство. Храмы украшаются обелисками, внушительными и многочисленными колоннами и роскошным декором. Самым знаменитым стал заупокойный храм Аменемхета III, названный греками Лабиринтом. Он занимал огромную территорию (7,2 га) и представлял собой гигантский комплекс многочисленных и великолепных сооружений. Это был настоящий пантеон, храм бесконечного множества египетских богов. К сожалению, этот храм, как и большинство других, не сохранился.
Среднее царство характеризовалось настоящим всплеском художественной литературы. Подлинным шедевром художественной литературы является «роман» «История Синухета», а в повести "Беседа разочарованного со своей душой" рассказывается о пессимизме человека, который видел много горя, устал от жизни, сомневается в существовании загробного мира.
Период Нового Царства (II тыс. до н. э.).Древний Египет переживает наивысшего подъема. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии, осваивают коневодство. Создание водоподъемных сооружений способствует развитию огородничества и садоводства, где используются новые сорта деревьев — яблоня, миндаль, олива, персик.
Искусство мумификации достигает невиданного совершенства. Широкое развитие получают внутренняя и внешняя торговля. В целом страна переживает бурный экономический рост, чему способствуют успешные завоевательные войны, которые дают сырье, пленных рабов, золото. Высшие слои общества утопают в несметных богатствах и роскоши, что отчасти сказывается на развитии искусства: оно приобретает пышность.
В Новом царстве в Египте развертывается грандиозное строительство. Начиная с Тутмоса I, в так называемой "Долине царей" египетские фараоны строят себе роскошные гробницы. В храмовом строительстве и сооружении царских статуй наблюдается явная гигантомания (например, заупокойный храм с огромными статуями Аменхотепа III — "колоссами Мемнона" или пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с величественными статуями правителя).
Самые известные –это Карнакский и Луксорский храмы в Фивах. Первый из них, храм бога Амона, сооружен при участии зодчего Инени и представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, украшенный колоссальными колоннами. Второй уступает по размерам первому, но благодаря четкой планировке и совершенству форм оказал большое влияние на все последующее развитие храмовой архитектуры. В Новом царстве расцветает искусство рельефа, достигая классических форм и непревзойденного совершенства. Храмовые рельефные изображения позволяют прочитать всю историю Древнего Египта. В качестве примера можно указать на рельефное украшение оригинального храма Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.
Литература Нового царства становится многожанровой. Главное творение религиозно-культовой литературы — "Книга мертвых", которую можно считать энциклопедией религиозной жизни. Появляется светская литература ("Сказка о двух братьях" и др.) и даже никак не связанная с культом любовная лирика, включающая в себя "песни услаждения сердца".
В период Нового царства Аменхотеп IV предпринимает редкую по смелости попытку провести радикальные реформы. Вместо прежнего многобожия впервые в истории пытается ввести единобожие, утверждая культ нового бога Солнца Атона, символом которого является солнечный диск. Фараон меняет свое имя на "Эхнатон" ("угодный Атону") и стремится возвысить культ царя выше культа самого Бога. Он переносит столицу страны из Фив в Ахетатон.
Под его влиянием не менее радикальные изменения происходят и в искусстве. Если архитектура Ахетатона в целом остается прежней, то живопись и скульптура претерпевают глубокие изменения как по форме, так и по содержанию. Фараон и его приближенные изображаются в повседневной жизни, в домашней обстановке, в саду. При этом они сохраняют свои индивидуальные черты и особенности. Созданные скульптором Тутмесом портреты Эхнатона и особенно его жены Нефертити полны дыхания жизни, тонкой поэзии, неповторимой красоты и прелести.
После смерти Эхнатона, при его преемнике Тутанхамоне, столица вернулась в Фивы, старые порядки были восстановлены, а имя фараона-отступника было предано проклятию. Однако возникшие при нем новые формы искусства сохранились. Что касается Тутанхамона, то найденная в 1922 г. его гробница оказалась единственной, до которой еще не успели добраться грабители. Она содержала огромное количество ценнейших памятников египетской культуры, включая знаменитую золотую маску самого фараона.
В эпоху Позднего времени (I тыс. до н. э.) Египет распадается сначала на два царства, а затем на отдельные номы. Он терпит поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами. Наконец, в 332 г. до н. э. его покоряет Александр Македонский, и древний Египет фараонов прекращает свое существование. Александр Македоский покорен величием этой страны. На берегу Средиземного моря он закладывает по своему проекту новую столицу своей империи, которая названа в его честь Александрией Египетской. Но это история культуры совершенно другой страны.
Что касается культуры Древнего Египта, то она живет и по настоящий день. Она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Греческий философ Платон с полным основанием назвал Египет "матерью всех цивилизаций".