Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав:
Ø построение, совершенствование управления маркетингом;
Ø подбор специалистов по маркетингу надлежащей квалификации;
Ø распределение задач, прав и ответственности в области маркетинга;
Ø создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.);
Ø организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.
При организации маркетинговой структуры и ее построении необходимо соблюдение следующих основных принципов[62] (рис.47).
Маркетинговые структуры считаются гибкими, если они способны менять свои формы при изменении стратегии предприятия.
Обеспечивает четкую передачу информации и обратную связь |
Простота |
Эффективная система связей между подразделениями |
Принципы |
Обеспечивает мобильность управления структурой |
Обеспечивает более оперативную передачу информации как сверху вниз, так и снизу вверх |
Гибкость |
Дает возможность быстрого изменения характера и направлений целей предприятия, способов их достижений |
Малозвенность |
|
|
Рис.47. Принципы построения маркетинговой структуры
Размер отдела маркетинга зависит:
Ø от количества предоставляемых услуг;
Ø вида услуги;
Ø количества конкурентов;
Ø важности рекламы.
Отделы маркетинга существуют в каждой крупной туроператорской компании. В той или иной степени, они занимаются как маркетинговой деятельностью (анализом рынка, выходу на новые рынки, поиску конкурентных преимуществ и т.д.), так и множеством прикладных задач связанных с продвижением турпродукта, т. е. работой с агентствами (организация семинаров, мастер-классов, пресс-туров, участие в специализированных выставках и workshop и т. д.). Кроме того, отделы маркетинга нередко составляют и размещают рекламы туров, занимаются связями с общественностью. При этом решение глобальных задач остается в ведении руководителя фирмы и нескольких топ-менеджеров.
В небольших туроператорских компаниях и турагентствах чаще всего обходятся без специализированного маркетингового отдела, используя одного из работников, а анализом рынка в таких турфирмах занимается руководство компании.
Для успешного выполнения маркетинговых задач необходима совместная работа многих подразделений предприятия. Информационное взаимодействие между подразделениями предприятия — традиционно слабое место для большинства из них. Безусловно, все горизонтальные связи можно и нужно прописать в должностных инструкциях.