Проблема речевого богатства и речевой бедности получает несколько иное освещение, когда мы рассматриваем ее применительно к функциональным стилям языка и стилям речи. Возникает несколько непростых вопросов, в их числе:
а) какие функциональные стили языка благоприятны для роста речевого богатства?
б) применимо ли понятие богатства речи к стилям языка, взращивающим шаблоны и стереотипы, требующим однозначной повторяемости терминов и типовых синтаксических блоков?
в) какое участие коммуникативное качество богатства речи принимает в формировании речевых стилей?
г) не следует ли в совокупное речевое богатство включать и такой его пласт, который создается взаимодействием стилей?
д) должно ли как-то изменяться понимание богатства речи как ее коммуникативного качества, если иметь в виду речь личности, речь литературного жанра, ситуативные виды и типы речи, речь отдельных социальных слоев населения, речь общества в целом и в определенный период его развития?
Попытаемся осторожно подойти к ответам на поставленные вопросы, предполагая, что вполне обоснованные и полные ответы будут получены наукой несколько позже.
1. Из языковых функциональных стилей наиболее благоприятен для обогащения речи стиль художественный. Это объясняется прежде всего особенностями тех запросов, которые направляет языку словесно-художественное творчество. Прозаик, поэт, драматург всегда нуждаются в обогащении своей, авторской речи и речи персонажей, в увеличении меры речевого разнообразия. Почему? Потому что чем богаче речь, тем точнее, тоньше, выразительнее, образнее и самобытнее обозначает словом писатель художественно отраженную и преобразованную действительность, тем полнее, точнее и действеннее выражает свое отношение к ней, свое эстетическое ее восприятие.
Внутренний мир художника, большого и талантливого художника, т. е. мир его сознания,— это мир богатый и самобытный, вобравший в себя больше художественно осознанных впечатлений бытия, чем это свойственно обыкновенному человеку. Но чем богаче и самобытнее, чем тоньше и ранимее мир сознания прозаика или поэта, тем, очевидно, необходимее ему богатая и самобытная речь как практическое, осуществленное сознание.
Мера богатства (разнообразия) речи художественной, в ее целом, а не в отдельных авторских проявлениях, заметно превышает эту же меру любого из остальных функциональных стилей языка. А это означает, что художественная литература была и остается источником обогащения речи общества и отдельных людей. Это знали писатели-классики, об этом помнят и лучшие современные прозаики и поэты. Обществу, людям нужны очень бережное и требовательное отношение писателя-художника к словесной стороне своего творчества, умение и желание лелеять и пестовать речевое богатство. И это нужно не только ради того, чтобы сами художественные произведения оправдывали свое название художественных, но и ради того, чтобы они обогащали речь людей.
Другие языковые функциональные стили менее благоприятны для поддержания и развития речевого богатства (за исключением стиля разговорно-бытового). Если этот стиль не сдерживается влиянием речи газет и канцелярских отчетов, он может помогать и помогает речевому богатству. Именно в разговорной речи возникают многие и разноликие соединения слов — острые, шутливые, иронические, образные, видоизменяющие уже установившуюся семантику. Именно в ней, разговорной речи, — великое множество интонационных перепадов и переходов, трансформирования синтаксических структур и синтагматических сцеплений различных языковых знаков. Разговорная речь как воплощение и осуществление разговорно-бытового стиля литературного языка связывает и сращивает этот язык с общим разговорным языком народа и его, этого языка, местными и социальными диалектами. Поэтому разговорно-бытовой стиль поставляет лексический и семантический материал из разговорного этноязыка и его диалектов в литературный язык — если в этом возникает необходимость.
Недаром же А.С. Пушкин учился языку и у своих предшественников — литераторов, и у няни Арины Родионовны, и у московских просвирен. Пушкину принадлежат известные и мудрые слова: «Разговорный язык простого народа (не читающего иностранных книг, и, слава богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин также глубочайших исследований. Альфиери изучал италиянский язык на флорентийском базаре: не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком». И еще о том же: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков. Писать единственно языком разговорным — значит не знать языка».
2. Менее всего пригоден для поддержания речевого богатства стиль деловой. Можно и нужно понять социальную необходимость его существования со всеми его стереотипами и шаблонами, но нельзя мириться с массовым проникновением этих шаблонов и стереотипов в живую разговорную и художественную речь, уменьшающим меру речевого богатства и увеличивающим меру речевого однообразия и бедности.
Возникает даже и такой вопрос: применимо ли понятие богатства речи к стилям языка, требующим стереотипов и шаблонов, однозначной повторяемости терминов и типовых синтаксических блоков? Для ответа полезно обратиться прежде всего к тому стилю, который наименее пригоден для поддержания речевого богатства, т. е. деловому.
Конечно, если иметь в виду всю массу речевых произведений, соотнесенных со всеми языковыми стилями, то едва ли можно говорить о речевом богатстве стиля делового: по сравнению с другими он беден. Однако ведь и он неоднотипен и неоднороден: он имеет, видимо, внутристилевые варианты, отличающиеся друг от друга какими-то признаками и свойствами, и в их числе — различиями в степени (или мере) богатства речи. Речь бухгалтерского отчета, видимо, беднее речи дипломатического соглашения с иностранным государством по вопросам культуры, науки и образования. Точно так же речь отчетного доклада председателя союза писателей об их творчестве окажется богаче речи сообщения проректора вуза об итогах экзаменационной сессии. Так что коммуникативное качество «богатство речи» присуще, конечно, и деловому стилю, и в нем (в пределах его социальных обязанностей и структурных возможностей) существует речь более богатая и более бедная, хотя и та и другая при ее сравнении с речью иных стилей — особенно стилей художественного и разговорного — окажется бедной. И одной из задач развития речевой культуры отдельных людей и общества в целом становится не только ограждение публицистического, научного, разговорного и художественного стилей от обедняющего воздействия стиля делового, но и обогащение, возможное «оживление» делового стиля, уменьшение в объеме слишком разросшихся словесных стереотипных блоков, включение в деловую речь элементов других стилей, в частности разговорного (разумеется, в пределах, диктуемых целесообразностью и уместностью) и т. д.
3. Коммуникативное качество — богатство речи — в разных языковых стилях выявлено в неодинаковой степени и «сформировано» из свойственных ему пластов, или слоев (лексический, семантический, синтаксический и др.), по-разному. Получается, таким образом, что языковые стили не только образуют питательную среду, поддерживающую или угнетающую речевое богатство, но и сами оказываются в большой зависимости от этого коммуникативного качества. Богатство речи становится, в известной мере и в известном отношении, качеством стилеразличающим и стилеобразующим. Возникает потребность внимательно всмотреться в другие коммуникативные качества — не принимают ли и они участия в стилеразличении и стилеобразовании.
Правильность речи нужна всем стилям, и лишь в одном из них, а именно разговорно-бытовом, нормы литературного языка соблюдаются не так строго, как в остальных.
Точность и логичность также нужны всем стилям, хотя несколько видоизменяются применительно к стилю художественному и несколько «пошатываются» в стиле разговорно-бытовом.
Чистота — коммуникативное качество, необходимое в современном обществе всем стилям; правда, и в этом случае приходится говорить о менее строгом соблюдении требования чистоты речи именно в разговорно-бытовом стиле.
Уместность речи необходима во всех стилях.
И лишь выразительность речи оказывается в чем-то близкой речевому богатству — по участию в стилеразличении и стилеобразовании. Выразительность прежде всего нужна стилю художественному, им она поддерживается и развивается, его обслуживает. Но выразительность нужна и стилю разговорно-бытовому. В ней остро нуждается стиль публицистический. Она хороша и в стиле научном. Она присутствует даже в лучших образцах речи деловой. Ее участие в различении и образовании стилей очевидно, однако отчетливо выражено лишь в противопоставлении стилей художественного и разговорно-бытового остальным.
4. Языковые функциональные стили взаимодействуют, обмениваются свойственными каждому из них структурно-языковыми ценностями. В произведениях научной литературы нередко оказываются элементы, типичные для стиля художественного или разговорно-бытового, несущие на себе «печать» этих стилей. В произведениях литературы художественной читатель встречает элементы стилей разговорно-бытового, научного, публицистического, делового. Даже деловой стиль не столь непроницаем, чтобы в произведения этого стиля не могли попасть иностилевые слова, словосочетания, синтаксические структуры.
5. Понимание богатства речи не может оставаться без вариативных перемен, если имеется в виду индивидуальная речь, речь определенных литературных жанров, речь ситуативная, речь отдельных социальных слоев населения и речь общества в целом. Влияние личности на речь, на ее коммуникативные качества, ее речевое богатство несомненно. Чем, какими сторонами личности и ее деятельности это влияние достигается и в чем оно выражается? По-видимому, личность обогащает или обедняет речь не только в результате большего или меньшего усвоения и освоения языковой структуры и возможностей ее использования, но и в результате совокупности воздействий на речевую структуру, оказываемых различными сторонами работающего личностного сознания. Активность или пассивность мышления, яркость или тусклость эмоций, сила или слабость воли, заинтересованность или равнодушие по отношению к людям — все это увеличивает или уменьшает богатство речи, расширяет или сужает круги ее разнообразия. Жанры литературы художественной, научной, публицистической, даже деловой поощряют или сдерживают речевое богатство. Подобным же образом действуют на это коммуникативное качество ситуативные речевые стили: речь командирского приказа может быть выразительной, но едва ли может быть богатой, в то время как рассказ в кругу друзей и знакомых о туристической поездке в предгорья Тянь-Шаня может быть (в его речевом воплощении) не только выразительным, но и богатым.
Особо о богатстве и бедности речи социальных групп и общества в целом. Принципиально признаки богатой и бедной речи и в этом случае сохраняются. Но в этом случае нужно получить некое усреднение, приняв во внимание всю «массу» речи, устной и письменной, создаваемую внутри того или иного социального круга людей (военнослужащие, колхозники, ученики старших классов средней школы, артисты, пенсионеры, студенты технических и гуманитарных вузов и т. д.).
8. УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ