Упражнения и контрольные задания. 1. Прочитайте аннотацию и рецензию на книгу

1. Прочитайте аннотацию и рецензию на книгу:

Л. Г. Павлова. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991. Укажите, чем они отличаются. Найдите в текстах аннотации и рецензии при­знаки научного стиля.

а). В книге Л.Г. Павловой "Спор, дискуссия, полемика" в доступной, популярной форме рассказывается об основных пра­вилах и принципах ведения публичного спора, различных поле­мических приемах. Автор дает советы и рекомендациидля по­вышения полемического мастерства. Книга адресована широкому кругу читателей, в первую очередь, старшеклассникам.

б). Л.Г. Павлова. СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА. Вышедшая в 1991 году в издательстве "Просвещение" книга Л.Г. Павловой "Спор, дискуссия, полемика" очень своевременна. Обучение старшеклассников полемическим навыкам - актуальная задача. Молодые люди должны уметь аргументирование отстаи­вать свои убеждения, доказывать правильность или ошибочность выдвинутой точки зрения, обосновывать определенное понима­ние новых явлений действительности. Ведь от гражданской позиции молодежи, ее социальной активности будет зависеть судьба нашего Отечества.

В книге Л.Г. Павловой даются основы полемического мас­терства. Изложение материала автор начинает с определения са­мого понятия "спор", уточнения его сущности, описания разных видов публичной дискуссии. Книга содержит интересные сведе­ния из истории искусства спора, знакомит юных читателей с вы­дающимися представителями теории и практики публичной полемики разных времен.

В книге рассматриваются основные требования культуры спора и правила его ведения. Автор показывает, как выбрать предмет спора и не потерять его в процессе обсуждения, как опе­рировать понятиями, как отвечать на вопросы и т.д. Специальная глава отведена умению, слушать, что не менее важно, чем умение говорить.

Большое внимание в книге уделяется искусству аргумента­ции, которое необходимо и для доказательства истинности вы­двинутых положений, и для опровержения точки зрения оппо­нента, разоблачения утверждений противника. Автор приводит примеры разнообразных полемических приемов и уловок, харак­теризует различные логические и психологические доводы, ана­лизирует логические ошибки в ходе доказательства и опроверже­ния.

Книга легко читается. Броские названия глав имеют подза­головки, точно отражающие содержание последующего текста. Каждую главу заключает "памятка полемиста", в которой кратко формулируются основные выводы, даются советы и рекоменда­ции участникам спора. "Словарик полемиста" содержит толкова­ния основных терминов искусства спора.

Несомненное достоинство книги - использование много­численных примеров из произведений художественной литерату­ры отечественных и зарубежных авторов. Это позволяет наглядно и убедительно представлять различные ситуации в споре, расши­ряет кругозор учащихся, усиливает воспитательное значение кни­ги.

"Спор, дискуссия, полемика" - хорошее пособие для само­образования. Книга Л.Г. Павловой с интересом будет прочитана не только старшеклассниками и учителями, но и всеми, кого вол­нуют проблемы общения, ораторского искусства, полемического мастерства.

2. Подберите отрывок в 3-5 страниц печатного текста по вашей специальности и укажите, какие черты научного стиля нашли в нем отражение.

3. Напишите аннотацию и составьте тезисы статьи док­тора филологических наук О.А. Лаптевой "Слушаем радио и те­левизор".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: