1. Прочитайте аннотацию и рецензию на книгу:
Л. Г. Павлова. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991. Укажите, чем они отличаются. Найдите в текстах аннотации и рецензии признаки научного стиля.
а). В книге Л.Г. Павловой "Спор, дискуссия, полемика" в доступной, популярной форме рассказывается об основных правилах и принципах ведения публичного спора, различных полемических приемах. Автор дает советы и рекомендациидля повышения полемического мастерства. Книга адресована широкому кругу читателей, в первую очередь, старшеклассникам.
б). Л.Г. Павлова. СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА. Вышедшая в 1991 году в издательстве "Просвещение" книга Л.Г. Павловой "Спор, дискуссия, полемика" очень своевременна. Обучение старшеклассников полемическим навыкам - актуальная задача. Молодые люди должны уметь аргументирование отстаивать свои убеждения, доказывать правильность или ошибочность выдвинутой точки зрения, обосновывать определенное понимание новых явлений действительности. Ведь от гражданской позиции молодежи, ее социальной активности будет зависеть судьба нашего Отечества.
|
|
В книге Л.Г. Павловой даются основы полемического мастерства. Изложение материала автор начинает с определения самого понятия "спор", уточнения его сущности, описания разных видов публичной дискуссии. Книга содержит интересные сведения из истории искусства спора, знакомит юных читателей с выдающимися представителями теории и практики публичной полемики разных времен.
В книге рассматриваются основные требования культуры спора и правила его ведения. Автор показывает, как выбрать предмет спора и не потерять его в процессе обсуждения, как оперировать понятиями, как отвечать на вопросы и т.д. Специальная глава отведена умению, слушать, что не менее важно, чем умение говорить.
Большое внимание в книге уделяется искусству аргументации, которое необходимо и для доказательства истинности выдвинутых положений, и для опровержения точки зрения оппонента, разоблачения утверждений противника. Автор приводит примеры разнообразных полемических приемов и уловок, характеризует различные логические и психологические доводы, анализирует логические ошибки в ходе доказательства и опровержения.
Книга легко читается. Броские названия глав имеют подзаголовки, точно отражающие содержание последующего текста. Каждую главу заключает "памятка полемиста", в которой кратко формулируются основные выводы, даются советы и рекомендации участникам спора. "Словарик полемиста" содержит толкования основных терминов искусства спора.
|
|
Несомненное достоинство книги - использование многочисленных примеров из произведений художественной литературы отечественных и зарубежных авторов. Это позволяет наглядно и убедительно представлять различные ситуации в споре, расширяет кругозор учащихся, усиливает воспитательное значение книги.
"Спор, дискуссия, полемика" - хорошее пособие для самообразования. Книга Л.Г. Павловой с интересом будет прочитана не только старшеклассниками и учителями, но и всеми, кого волнуют проблемы общения, ораторского искусства, полемического мастерства.
2. Подберите отрывок в 3-5 страниц печатного текста по вашей специальности и укажите, какие черты научного стиля нашли в нем отражение.
3. Напишите аннотацию и составьте тезисы статьи доктора филологических наук О.А. Лаптевой "Слушаем радио и телевизор".