Главная идея христианского пантеизма в том, что Природа и Бог сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов, создан Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. ''Природа, то есть Бог'' - такую формулу использовал, например, Альберти в своих трактатах. Все, сотворенные Богом-Природой, равны по своей природной сущности. Этот аргумент был важен для утверждения равенства всех людей. Гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано ему в его безграничных возможностях, задача же каждого человека реализовать себя.
Гуманисты, таким образом, преодолевают средневековые христианские догматы о разделении природы человека на греховную телесную и возвышенную духовную, возвышая ценность земного бытия человека, его стремление к полной реализации своих деловых качеств, и ответственности за свою судьбу.
Гуманисты утверждали человеческую индивидуальность.
Исторические истоки Реформации
Реформация началась в Германии и связана с именем Мартина Лютера католического священника. В ходе Реформации возникла новая церковь и новое вероисповедание - протестантизм. Поводом к выступлению против Римской церкви стали проповеди Лютера против торговли индульгенциями.
|
|
Гуманисты, объявляли человека Творцом, проектируют фактически Человекобога (Н. Кузанский – ''Человек есть второй Бог''), и тем самым выбивают почву у него из под ног – слишком далека от реальной жизни эта наделенная Божественными возможностями личность.
Реформаторы провозглашают идею ничтожества человека (''человек всего лишь земля и грязь''). Но это унижение парадоксальным образом оборачивается немыслимым ранее приближением к Богу простого человека – мирянина и грешника. '' Не я, но Бог во мне'' – вот самооценка человека эпохи Реформации. Человек может достичь (и достигает) многого, но вначале он должен признать свою полную зависимость в достойных делах от воли могущественного Творца. Так Бог из внешней опоры, коей он служил католику, превращается во внутреннюю и позволяет человеку преодолеть все драмы своей жизни и обрести спасание.