В XVII веке целый комплекс противоречивых факторов определял условия развития русской культуры. Сюда входит: иностранная интервенция и бунты, названы современниками «смутой»; складывание всероссийского рынка, разрушавшего патриархальную изолированность областей; формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства; юридическое закрепощение крестьян и посадского люда: церковная реформа и вызванное ею широкое движение протеста (Раскол): наконец, значительное расширение связей со странами Западной Европы. Все это меняло образ жизни, традиционное общественное мировоззрение и вызывало весьма существенные перемены в историко-культурном процессе. Для периода, в котором зарождались элементы культуры нового времени характерен, был процесс всестороннего «обмирщения».
Рост образования и грамотности в XVII веке
Усложнение городской жизни, рост государственного аппарата, развитие международных связей предъявляли новые требования к образованию. Грамоте чаще всего обучали в семье, но к середине XVII века создаются государственные и частные школы. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.
|
|
Научное знание сохраняло практический характер. Появились рукописные учебники, которые можно было использовать в качестве самоучителя, и первые печатные книги по математике, приближенные к торговой практике. Знания в области механики широко использовались в практике XVII в. Многие русские заводы того времени были оснащены передовой для своего времени техникой, поэтому появилась потребность в пособиях, обобщавших опыт её применения и содержащих теоретические сведения по физике, химии, механике и другим наукам.
В XVII в. светская литература стала заметным явлением русской культуры. Рост грамотности вовлек в круг читателей провинциальных дворян, служилых и посадских людей, предъявлявших новые требования к литературе. Ответом на эти потребности было появление бытовой повести, которая в занимательной форме обращалась к обыденной жизни.