Персоналии

БАРНАРД ЧЕСТЕР (1887 – 1961) – известный американский ученый и управленец‑практик, опубликовавший ряд работ в области теории организации и управления. Его относят к представителям школы человеческих отношений и школы социальных систем. Барнард пытался создать синтетическую общую теорию организации и управления. Определял организацию как систему сознательной координации деятельности двух и более людей. Разработал проблемы соотношения формальной и неформальной организаций, формальных и неформальных коммуникаций, власти, авторитета, а также проблемы принятия и реализации управленческих решений, конфликта в организации.

БОГДАНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1873 – 1928) – ученый, философ, писатель. В теории управления и организации известен книгой «Всеобщая организационная наука», или «Тектология» (1925), которая предвосхитила многие положения общей системной теории и кибернетики. Наука о всеобщей организации рассматривается как универсальная методология, предполагающая трактовку любой сложной целостности как системы. Здесь он предвосхитил понятие синергии, определил принципы организации (цепная связь, закон наименьших чисел, принцип минимума и др.), претендующие на универсальное значение.

ВЕБЕР МАКС (1864 – 1920) – выдающийся немецкий ученый, социолог, политолог, экономист, историк, философ, культуролог. Внес важный вклад в становление общей теории управления. Один из авторов модели рациональности, а также исследователь моделей бюрократии, механизмов функционирования власти, легитимности. Основная проблематика – сущность власти, власть и авторитет, структура власти; формы и принципы легитимной власти; принципы формальной организации человеческой деятельности.

ВИТКЕ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ – видный представитель советской теории научной организации труда и управления. В середине 20-х гг. известен как идеолог, создатель и популяризатор концепции человеческого фактора в управлении, предвосхитившей многие положения школы человеческих отношений, выдвинутые Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергером в 30-40-е гг. в США. В отличие от большинства советских Нотовцев (Гастева, Розмировича и др.) в своей концепции сделал акцент на рационализации отношений «человек – человек», а не отношений «человек – техника». Впервые в отечественной науке поставил вопрос о создании целостного взгляда на управленческую деятельность.

ДРУКЕР (ДРАКЕР) ПИТЕР Ф. (р. 1909) – американский экономист, социолог, публицист, специалист в области проблем управления. Друкер заявил о себе как ведущий теоретик эмпирической школы в индустриальной социологии, которая претендует на синтез «классической» школы управления с доктриной «человеческих отношений». Для Друкера характерен «менеджеральный редукционизм»: сведение проблем современного развития к проблеме управления обществом, понимаемым аналогично крупной корпорации. Управление, подчеркивал Друкер, – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу. Является одним из создателей теории управления по целям, разработчиком метода кейс-стади.

КАРНЕГИ ДЕЙЛ (1888 – 1955) – известный американский специалист по управлению, в области ораторского искусства и человеческих взаимоотношений, автор книги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» (1936). Карнеги разработал ряд принципов (правил) общения людей между собой, которые важны в области управления.

КРОЗЬЕ МИШЕЛЬ – известный современный французский социолог, один из создателей конфликтно-игровой модели организации. Известен своими исследованиями природы бюрократии.

ЛАЙКЕРТ (ЛИКЕРТ) РЕНСИС (1903 – 1981) – известный американский социальный психолог, исследователь проблем организационного поведения и управления, управленческий консультант. Один из видных поздних представителей школы человеческих отношений. Рассматривал управление как взаимосвязанный и ситуационный процесс, при котором лидер должен приспосабливаться к ситуации и особенностям поведения людей, которыми управляет. Исследовал проблемы эффективного лидерства и способы рационального управления. Предложил четыре модели управления организацией («Х1», «Х2», «Y2», «Y1»), отличающиеся по способу контроля, степени концентрации власти, распределению ответственности и дистанцированности руководителя от подчиненных. Модель эффективного управления Лайкерта – это воздействие стимулов (первый тип переменных) на ресурсы (второй тип) на выходе.

ЛЕВИН КУРТ (1890 – 1947) – известный немецкий психолог и социолог, с 1933 г. – профессор американских университетов. Основные работы связаны с анализом проблем лидерства, психологии малых групп и групповой динамики, природы конфликта в целевых группах, моделей инновации.

МАКГРЕГОР ДУГЛАС – известный американский социолог, занимающийся проблемами организаций и управления, а также организационного поведения. Прославился своими моделями управления– теория «Х» и теория «Y». Первую модель, которую он рассматривал как ненаучную и не соответствующую природе человека, он идентифицировал с положениями классической школы, вторую – с положениями школы человеческих отношений, которая была представлена им как научно обоснованная.

МЭЙО ЭЛТОН (1880 – 1949) – известный американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях. Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе Хоторнским. Один из основоположников школы человеческих отношений. Обратил внимание на социальную природу человека, а также на значение малой группы, лидерства и неформальной организации в регуляции человеческого поведения.

ПРИГОЖИН АРКАДИЙ ИЛЬИЧ (р. 1940) – современный российский социолог, специалист по проблемам организации и управления, один из создателей отечественной социологии организации, управленческий консультант. Предложил оригинальную концепцию организационного развития.

СТОГДИЛЛ РАЛЬФ – известный американский специалист в области исследования лидерства. Работал в рамках теории черт.

ТЕЙЛОР ФРЕДЕРИК (1856 – 1915) – выдающийся американский исследователь и управленец-практик, положивший начало научной организации труда и рационализации в сфере управления. Один из основоположников классической школы организации и управления.

УРВИК ЛЕНЕЛЛ – видный английский теоретик и практик в области исследований проблем организации, представитель второго поколения классической школы (30-40-е гг. ХХ в.) На протяжении многих лет работал директором Международного института управления в Женеве, был вице-президентом Британского института управления.

ФАЙОЛЬ АНРИ (1841 – 1925) – выдающийся французский ученый, создатель современной теории организации, управленец-практик, один из основоположников классической школы. Впервые высказал идею о создании административной науки и административного образования.

ШЕЙН ЭДГАР – известный современный исследователь проблем управления и организационного поведения, управленческий консультант. Внес значительный вклад в разработку проблем планирования карьеры и создание известной рационально-прагматической модели организационной культуры.


Литература

1. Балдин К.В., Воробьев С.Н.Управленческие решения: Учебник. -М.: Изд.тор. компания «Дашков и К», 2009.-496 с.

2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.-216с.

3. Батурин, В. К. Общая теория управления [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В. К. Батурин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 487 с.

4. Беляев В.И. Менеджмент: Учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2010.-249 с.

5. Борисов С.В., Косова А.В. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: СКИ БУПК, 2010. – 117 с.

6. Бондаренко В.В. Менеджмент организации: Учебное пособие. –М.: КНОРУС, 2010.-232с.

7. Бурганова Л.А.Социология управления: Учебник.– Казань: Изд-во Казан. гос. технол. Ун-та, 2007.

8. Бурганова Л. А, Савкина Е.Г.Теория управления Элтона Мэйо. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. Ун-та, 2007.

9. Бурганова Л. А. Теория управления [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.А. Бурганова. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 160 с.

10. Граждан В.Д. Теория управления: учеб. пособие.-М.:Гардарики,2007.-416 с.

11. Дафт, Р. Л. Теория организации [Электронный ресурс]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ричард Л. Дафт; пер. с англ. под ред. Э. М. Короткова; предисловие Э. М. Короткова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 736 с.

12. Друкер П.Энциклопедия менеджмента: Пер. с анг. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006.

13. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н. Учебник: - Инновационный менеджмент Серия: Высшее образование 2009. - 448 с.

14. Захарова Л. Писхология управления: учебное пособие. – М.: Университетская книга, 2009. – 374с.

15. Игнатов В.Г. Теория управления: учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 478 с.

16. Информационные технологии управления: Учебник /Под ред. Титоренко Т.А..-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008.-439 с.

17. Клок К, Голдсмит Дж.Конец менеджмента. – СПб.: Питер, 2004.

18. Коробко, В. И. Теория управления [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» / В. И. Коробко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 383 с.

19. Крейнина М.Ф. Финансовый менеджмент. Учеб. Пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Деловой сервис, 2011.

20. Наздрева Р.Б. Антикризисное управление: Учебное пособие. -М.: Проспект, 2010.- 120с.

21. Менеджмент (Изд.:4) авт,. Герчикова И.Н;2010

22. Менеджмент: авт: Петров А.Н. Отв. ред; 2011

23. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.

24. Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Менеджмент организации. – М.: «Инфра-М», 2008.

25. Тебекин А.В. Управление персоналом: Учебник.- М.: КНОРУС, 2009, 624 с.

26. Теория организации. Учебное пособие. Гриф (2011) авт: Яськов Е.Ф.

27. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие /Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова.- 2-е изд, перераб. и доп. -М.:ИНФА-М 2012.-365с. (высшее образование).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: