Теория ценности благ Н. Х. Бунге

При исследовании проблемы ценности товаров и услуг Бунге исходит из того, что происхождение ценности, ее детерминанты и формирование рыночных цен товаров «имеют первостепенное значение в политической экономии, так как из учения о ценности развивается вся теория доходов»[280]. Сущность теории ценности Бунге выражается в его следующих положениях.

1. Чем «настоятельнее потребность, с одной стороны, а с другой – чем менее обильны и доступны дары природы, чем реже свойства требуе­мых от работника усилий, познаний, таланта, тем выше ценность средств, в производстве которых участвовали эти силы, – пишет российский эконо­мист. – Поэтому ценность (value, valeur, werth) произведений или услуг за­висит от ощущаемой в них потребности, от препятствий, встречаемых при удовлетворении последней, и от тех жертв, на которые решается потреби­тель»[281]. В этих словах видно четкое следование Бунге принципу двух­критериального подхода к ценности благ, разработанного в трудах первых профессиональных экономистов России.

2. Ценность возникает в процессе реализации, или, продажи-купли товаров. Доступные вещи и силы природы, никем не присвоенные, не имеют ценности. Но, например, свет и тепло, которыми человек пользуется в своем жилище, падение воды, которым владеет производитель, как меха­ническим двигателем, его труд, наконец капитал, т. е. все произведения, на которые были потрачены человеком и труд, и присвоенные им материалы и силы природы, – неоспоримо имеют ценность.

3. Ценность есть «условное мерило богатства». Она выражается в из­вестном количестве золота или серебра, заключающегося в монете и при­нимаемого за единицу. Так как ценность блага зависит от постоянно изме­няющихся потребностей людей и от трудностей, встречаемых при удовле­творении потребностей, то и «единица, принятая для измерения ценности, не может быть постоянною, неизменяемою»[282] величиной.

4. Бунге критикует «погрешности» теории ценности Смита и его ортодоксальных последователей, сводивших ценность товаров только к труду наемных рабочих. Он доказывает, что «ценность произведений несоразмерна ни с трудом, употребленным в производстве, ни с трудом, который может быть куплен произведениями». Почему? Потому что труд, вследствие различ­ной напряженности его разных видов, «не измеряется временем, и, как цен­ность, разделяет судьбу всех ценностей, которые возвышаются и падают под влиянием разнообразных причин», например, «монопольного элемента, редко­сти некоторых видов труда, капитала и сил природы»[283].

5. Экономисты не всегда удачно группируют условия, от которых за­висит ценность. Полезность предмета, его редкость, труд, издержки произ­водства, спрос и предложение, или соперничество часто рассматриваются как причины, которые могут самостоятельно, независимо друг от друга, влиять на ценность, «между тем, как в действительности последняя опре­деляется спросом и предложением, а все другие причины, обусловливаю­щие собою ее величину, входят в условия или спроса, или предложения»[284].

При анализе ценности важно также «изучить, с одной стороны, в ка­кой мере усиление спроса на одни предметы ослабляют спрос на другие, с другой – в какой степени усиление предложения данного товара действует на предложение других»[285].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: