При исследовании проблемы ценности товаров и услуг Бунге исходит из того, что происхождение ценности, ее детерминанты и формирование рыночных цен товаров «имеют первостепенное значение в политической экономии, так как из учения о ценности развивается вся теория доходов»[280]. Сущность теории ценности Бунге выражается в его следующих положениях.
1. Чем «настоятельнее потребность, с одной стороны, а с другой – чем менее обильны и доступны дары природы, чем реже свойства требуемых от работника усилий, познаний, таланта, тем выше ценность средств, в производстве которых участвовали эти силы, – пишет российский экономист. – Поэтому ценность (value, valeur, werth) произведений или услуг зависит от ощущаемой в них потребности, от препятствий, встречаемых при удовлетворении последней, и от тех жертв, на которые решается потребитель»[281]. В этих словах видно четкое следование Бунге принципу двухкритериального подхода к ценности благ, разработанного в трудах первых профессиональных экономистов России.
|
|
2. Ценность возникает в процессе реализации, или, продажи-купли товаров. Доступные вещи и силы природы, никем не присвоенные, не имеют ценности. Но, например, свет и тепло, которыми человек пользуется в своем жилище, падение воды, которым владеет производитель, как механическим двигателем, его труд, наконец капитал, т. е. все произведения, на которые были потрачены человеком и труд, и присвоенные им материалы и силы природы, – неоспоримо имеют ценность.
3. Ценность есть «условное мерило богатства». Она выражается в известном количестве золота или серебра, заключающегося в монете и принимаемого за единицу. Так как ценность блага зависит от постоянно изменяющихся потребностей людей и от трудностей, встречаемых при удовлетворении потребностей, то и «единица, принятая для измерения ценности, не может быть постоянною, неизменяемою»[282] величиной.
4. Бунге критикует «погрешности» теории ценности Смита и его ортодоксальных последователей, сводивших ценность товаров только к труду наемных рабочих. Он доказывает, что «ценность произведений несоразмерна ни с трудом, употребленным в производстве, ни с трудом, который может быть куплен произведениями». Почему? Потому что труд, вследствие различной напряженности его разных видов, «не измеряется временем, и, как ценность, разделяет судьбу всех ценностей, которые возвышаются и падают под влиянием разнообразных причин», например, «монопольного элемента, редкости некоторых видов труда, капитала и сил природы»[283].
5. Экономисты не всегда удачно группируют условия, от которых зависит ценность. Полезность предмета, его редкость, труд, издержки производства, спрос и предложение, или соперничество часто рассматриваются как причины, которые могут самостоятельно, независимо друг от друга, влиять на ценность, «между тем, как в действительности последняя определяется спросом и предложением, а все другие причины, обусловливающие собою ее величину, входят в условия или спроса, или предложения»[284].
|
|
При анализе ценности важно также «изучить, с одной стороны, в какой мере усиление спроса на одни предметы ослабляют спрос на другие, с другой – в какой степени усиление предложения данного товара действует на предложение других»[285].