Закаливание солнцем

Биологическое действие солнечной радиации.

Солнечная радиация – это весь поток лучистой энергии, который согласно волновой теории можно представить в виде многочисленного ряда электромагнитных колебаний с различной длиной волны. В пределах оптической части спектра находятся: невидимые ультрафиолетовые лучи (280 – 400 мкм), световые лучи (400 – 760 мкм) и невидимые инфракрасные лучи (760 – 250000 мкм).

У поверхности земли 59% солнечной радиации приходится на долю инфракрасных лучей, 40% составляют световые лучи и 1% - ультрафиолетовые лучи.

Вблизи земли значительная задержка радиации, причем больше всего ультрафиолетовой части спектра, происходит за счет загрязнения воздуха пылью, дымом, газами, при облачности и туманах. В крупных городах потеря УФ – радиации достигает 40%, резко снижается общая освещенность.

Поглощение солнечной радиации в большей мере зависит от длины пути лучей через атмосферу: на высоких горах она меньше, радиация богата ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами, яркость света значительна, освещение может быть ослепительным, поэтому нужно опасаться ожогов и защищать глаза очками с желто-зелеными стеклами.

Помимо прямой солнечной радиации, определенное значение имеет рассеянная радиация. Напряжение рассеянной радиации невелико, но большое количество ультрафиолетовых лучей делает ее биологически весьма полезной, поэтому можно загорать, находясь в тени.

Часть солнечной радиации отражается от поверхностей, на которые она падает. Отражающая поверхность их называется альбедо, выражается в процентах. Наибольшее альбедо присуще снегу, который отражает до 85% общей лучистой энергии, желтый кварцевый песок – 35%, речной песок – 29%, зеленая трава – 26%, глинозем – 14%, водная поверхность – 2%.

Данные об альбедо надо учитывать при выборе места для устройства соляриев в разных климатических условиях, предпочитая на юге травяное покрытие, имеющее меньшее альбедо.

Лучистая энергия солнца – мощный лечебный и профилактический фактор, действуя через зрительный анализатор, световая энергия влияет на обмен веществ, общий тонус, ритм сна и т.д. Свет может служить также сигнальным тепловым раздражителем, который вызывает ощущение тепла и повышает обмен веществ даже при отсутствии реального нагревания солнечными и искусственными световыми лучами.

При облучении кожи в организме возникает ряд фотохимических реакций, которые вызывают сложные химические превращения в тканях и оказывают большое влияние на обмен веществ.

Наиболее сильным биологическим свойством обладают ультрафиолетовые лучи, особенно с длиной волны от 275 до 320 мкм, оказывая антирахитическое и слабое бактерицидное действие, и ультрафиолетовые лучи с длиной волны от 320 до 400 мкм, оказывая эритемно-загарное действие. Ультрафиолетовые лучи проникают в кожу на глубину не более 1 мм, но возбуждаемый ими реактивный процесс распространяется значительно глубже. Под влиянием УФ - лучей в коже образуется витамин Д. У одетого человека открытые части тела составляют 11 –12% всей поверхности кожи, что бывает достаточно для проявления биологического эффекта. Механизм действия их связан с рядом рефлекторных реакций, возникающих в результате раздражения нервно-рецепторного аппарата кожи. Известную роль приписывают образующимся в коже активным веществам типа гистамина, аденозина, холина и т.д., которые, попадая в кровь, оказывают гуморальным путем действие на различные органы и ткани.

При, так называемом, световом голодании, которое наблюдается у людей, лишенных возможности пользоваться в достаточной мере дневным светом (у живущих на Севере, в полярную ночь, у работающих в шахтах метро), возникают многочисленные нарушения в жизнедеятельности организма. У детей, лишенных световой энергии, развивается рахит, увеличивается число случаев заболевания кариесом зубов, нарушается прочность костей, появляются функциональные нарушения нервной системы, обостряется течение туберкулеза.

Для предупреждения заболеваний, связанных со световым голоданием, используют искусственные источники ультрафиолетового излучения и употребление витамина Д. Солнечная радиация в качестве профилактического и лечебного фактора используется в виде воздушно-солнечных ванн, которые помимо общего благоприятного влияния на организм, способствуют выработке адаптаций к высокой температуре воздуха.

Для коллективного закаливания устраивают солярии. Лучше располагать их среди зеленых насаждений, на берегу реки, водоёма, в местах, удаленных от объектов, загрязняющих атмосферу.

Благоустроенный солярий включает площадки для закаливания солнцем, отдыха в тени, метеорологическую площадку, кабины для переодевания, душ, помещение для медицинского и административного персонала, туалет. Площадь солярия рассчитывают исходя из нормы 4 м2 на одного человека. Для закаливания используют легкие решетчатые топчаны.

Лучше всего принимать воздушно-солнечные ванны в утренние часы, когда воздух менее нагрет. На юге и в средней полосе России летом с 7 до 11 часов, в северных местностях с 9 до 12 часов. При закаливании нужно ложиться ногами к солнцу, голову защищать от солнечных лучей соломенной шляпой, зонтиком и т.д., глаза защищать очками с желто-зелеными или темными стеклами. Нельзя доводить себя до обильного потения, запрещается спать во время процедуры. Не следует смазывать кожу каким-либо кремом для лучшего загара, это допускается при сухости кожи после облучения. Необходимо знать, что степень пигментации не служит критерием биологического эффекта, а зависит от индивидуальных особенностей организма.

В основе правильного закаливания лежит рациональная дозировка воздушно-солнечных ванн, обеспечивающая постепенное привыкание организма к воздействию солнечной, особенно УФ-радиации.

Более точным является калорийный способ, предложенный П.Р. Мезерницким, в основном для людей с ослабленным здоровьем и применяемый в санаториях и других учреждениях. Продолжительность сеанса определяется количеством тепловых калорий, которое должен получить в тот или иной день данный субъект. За 1 биологическую дозу солнечной радиации принимают 5 калорий на 1 см2 поверхности тела. Закаливание начинают обычно с этой дозы, постепенно доводя ее для больных до 50 – 80 калорий в день, а для практически здоровых до 100 –120 калорий. Преимущество этого способа дозировки заключается в том, что в данном случае учитывается фактическое количество получаемой солнечной энергии за сеанс, которое может быть различным в зависимости от погоды и климатогеографических условий.

Калорийный способ дозировки требует наличия актинометра для измерения напряжения солнечной радиации или специальных таблиц, по которым можно вычислить приближенное время, необходимое для получения второй биологической дозы солнечной радиации в данном пункте за то или иное время. Обычно для дозировки используют звуковую сигнализацию, фиксирующую срок окончания приема каждой дозы. После каждого часа облучения следует делать 10 –15 минутный перерыв для отдыха в тени, во время сеанса надо менять положение тела. По окончании сеанса необходимо принять водную процедуру. Неприятные субъективные ощущения, возникающие иногда после первых воздушно-солнечных ванн, проходят.

Показателем действительно неблагоприятного влияния ванн служат общая слабость, снижение массы тела, ухудшение аппетита и сна, повышенная возбудимость нервной системы, ухудшение работоспособности. Резкое учащение пульса, покраснение кожи, сердцебиение, головная боль, головокружение, тошнота свидетельствуют о непереносимости солнечных ванн вследствие неправильной дозировки или повышенной чувствительности организма к солнечным лучам. В этих случаях следует уменьшить дозировку или временно перейти на воздушные ванны. В школьном возрасте закаливание солнцем начинают с 4 – 5 минут, прибавляя ежедневно до 4 минут и доводя продолжительность воздушно-солнечных ванн для детей среднего и старшего возраста до 50- 60 минут. После 30 минут делают перерыв для отдыха в тени. В младшем возрасте продолжительность сеансов несколько уменьшается, приведенные нормы касаются приема процедур лежа, а в вертикальном положении, во время игр и т.д., продолжительность пребывания под солнцем может быть несколько увеличена. В весенне-летний период воздушные ванны дети принимают на участке, защищенном от прямых солнечных лучей. Во время солнечных ванн они находятся в движении (подвижные игры, развлечения). Полные воздушные ванны в осенне-зимний период можно применять во время утренней гимнастики и занятий подвижными играми.

При слишком продолжительном действии солнечного света возможны солнечные ожоги с выраженной эритемой, отеком кожи и ухудшением состояния здоровья, возникает поражения глаз – фотоофтальмия с гиперемией конъюнктивы, блефароспазмом, слезотечением и светобоязнью.

Ценным профилактическим мероприятием служит ультрафиолетовое облучение школьников в осенние и зимние месяцы с помощью искусственных источников ультрафиолетового излучения. Этим достигается повышение естественного иммунитета, работоспособности, улучшаются показатели физического развития, снижается заболеваемость рахитом, кариесом зубов, гриппом. Эти мероприятия широко применяются в детских учреждениях Заполярья, они целесообразны и в других местностях для профилактики светового голодания.

Закаливание детей включает систему мероприятий:

- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

- специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДО, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

При организации плавания детей используются бассейны, отвечающие требованиям к плавательным бассейнам, их устройству, эксплуатацию и качеству воды.

В холодный период года занятия в бассейне предпочтительно проводить после прогулки. При проведении занятий в бассейне перед прогулкой для предупреждения переохлаждения детей необходимо предусмотреть промежуток времени между ними не менее 50 минут.

Для профилактики переохлаждения детей занятия в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой (холодный душ, проплывание под холодной струей, топтание в ванночке с холодной водой).

Продолжительность занятия в бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять: в младшей группе – 15-20 мин., в средней группе – 20-25 мин., в старшей группе – 25-30 мин., в подготовительной группе – 25-30 мин.

При использовании сауны с целью закаливания и оздоровления детей необходимо соблюдать следующие требования:

· площадь термокамеры должна быть не менее 9,0 м2;

· в термокамере следует поддерживать температуру воздуха в пределах 60 – 700 ˚С, при относительной влажности – 15 – 20%;

· во время проведения процедур необходимо избегать прямого воздействия теплового потока от калорифера на детей;

· калориферы устанавливают в специальном углублении и обязательно используют деревянные загородки для частичного ограждения теплового потока;

· при размещении термокамеры в помещении бассейна необходимо предусмотреть тамбур площадью не менее 6 м2, чтобы исключить влияние влажного режима бассейна на температурно-влажностный режим термокамеры;

· продолжительность первого посещения ребенком сауны не должна превышать более 3 мин.;

· после пребывания в сауне ребенку следует обеспечить отдых в специальной комнате и питье (чай, соки, минеральная вода).

Присутствие медицинского персонала при проведении занятий в бассейне и при приеме детьми процедур в сауне обязательно.

Дети могут посещать бассейн и сауну только при наличии разрешения врача-педиатра.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы профилактических мероприятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).


Вопросы для самоконтроля

1. Понятие о здоровье. Основные критерии оценки состояния здоровья детей.

2. Распределение детей и подростков по группам здоровья.

3. Определение физического развития детей и подростков. Факторы, влияющие на физическое развитие.

4. Общий порядок определения физического развития. Показатели физического развития детей и подростков - антропометрические, физиометрические, соматоскопические.

5. Сущность индивидуализирующего и генерализующего методов оценки физического развития детей и подростков.

6. Оценка физического развития методом сигмальных отклонений, по шкалам регрессии, центильным методом, комплексная оценка физического развития. Построение профиля физического развития.

8. Особенности физического развития детей и подростков в настоящее время. Гигиенические аспекты акселерации. Понятие о ретардации, децелерации.

9. Принципы и методы закаливания детей и подростков.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: