Нормативная база в области проектирования народнохозяйственных объектов

Вопросы нормативно-правового обеспечения проектирования напрямую связаны с общей структурой экологического права Рос­сии, источниками которого признаются нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения, в том числе по­средством норм и правил. Становление и развитие экологического права РФ относится к концу 1980-х— 1990-м гг., когда был принят широкий спектр законов, регулирующих деятельность в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопас­ности населения и рационального использования природных ре­сурсов.

Основополагающие нормы экологического обоснования про­ектов содержатся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»; экологическому нормированию отведена самостоятельная глава (гл. V «Нормирование качества окружающей природной сре­ды»). В ней выделено и охарактеризовано несколько видов эколо­гических нормативов, норм и требований.

1. Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вред­ных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологи­ческих веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генети­ческого фонда, охраны растительного и животного мира.

2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и дру­гих биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных мощ­ностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ в окружающей природной среде.

3. Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, виб­рации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду.

4. Нормативы ПДУ безопасного содержания радиоактивных ве­ществ в окружающей природной среде и продуктах питания, пре­дельно допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.

5. Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих со­блюдение нормативов предельных допустимых остаточных коли­честв химических веществ в продуктах питания.

6. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств хи­мических веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здо­ровья человека, по каждому используемому химическому веще­ству и при их суммарном воздействии.

7. Экологические требования к продукции устанавливаются на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую про­дукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду. Нормативы предельно допустимых воздействий должны быть соблюдены в процессе производства, хранения, транс­портировки и использования продукции.

8. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую при­родную среду устанавливаются при формировании территориаль­но-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов с учетом потенциальных возможностей окружающей среды, необ­ходимости рационального использования территориальных и при­родных ресурсов.

9. Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других тер­риторий от загрязнения и других вредных воздействий.

Практически во всех законах, затрагивающих вопросы эколо­гической безопасности, а также в законах ресурсного блока суще­ствуют раздел или статья, регламентирующие вопросы экологи­ческого нормирования применительно к конкретному объекту права. Существенным элементом нормативно-правового обеспечения экологического нормирования в РФ является стандартизация, т. е. разработка широкого перечня стандартов, включающих ГОСТы, ОСТы, СанПиНы, СНиПы, ПДК и т.д.

В нормативно-правовом обеспечении экологического нормиро­вания высока роль международных природоохранных актов. По отношению к российскому законодательству международ­ная норма является приоритетной и после ратификации Федераль­ным Собранием РФ вступает в силу взамен национальной.

Постановлением Правительства РФ от 03.08.92 № 545 «О по­рядке разработки и утверждения экологических нормативов вы­бросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природ­ную среду, лимитов использования природных ресурсов, разме­щения отходов» были установлены нормативные объемы выбро­сов и сбросов (предельно допустимые и временно согласованные), порядок определения органами МПР России лимитов на разме­щение отходов конкретным предприятиям, учреждениям и организациям-природопользователям, с указанием этапов и сроков до­стижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: