Стадиипредпринимательскогопроцесса
Процесспредпринимательства условно можноразделитьна следующие стадии:
- поискновойидеииееоценка;
- составлениебизнес-плана;
-поискиприобретениенеобходимыхресурсов;
- управлениесозданнойорганизацией.
Поискиразработкаидеитребуетзначительноговремениианализасреды. Средапредприятияобъединяетвсесилы, скоторымиорганизациясталкиваетсявповседневнойистратегическойдеятельности. Ееможнорассматриватькакспектрнекоторыхограниченийдеятельности, приэтомважноучитыватьеенестабильныйхарактер.
Анализсредывключает:
- анализфакторовсреды, т.е. еесостояние;
-анализприродыизменениясреды;
- выявлениевозможностейреагированиянаэтиизменения.
Средуможноразделитьнасредуближайшегоокружения (микросреда) иотдаленную (общую) средуфирмы (макросреда). Посколькубольшинствопредприятийопределяетсякакресурсообразующаясистема, гдезатратыресурсовобъединяютсявместедляполученияпродукта, ближайшееокружениепредприятиясостоитизпотребителей, поставщиков, рабочейсилы, финансовыхинститутов, конкурентовиинвесторов. Этигруппыконтактируютспредприятием (вразныхсмыслах) непосредственноинаиболеечастоиобразуютегомикросреду. Основнаясреда (макро-среда) состоитизсилнерегулярныхикосвенных: социальные, культурные, политические, демографические, экологические, юридическиеитехнологическиефакторы.
|
|
Условносредуорганизацииможнорассматриватькакобразованнуюизмикросреды (внутреннейсредыфирмыисилближайшегоокружения, непосредственноинаиболеечастонанеевлияющих) имакросреды, котораяобъединяетболееотдаленныесилы, внешниепоотношениюкфирме.
Микросреда.
Внутренняясредапредставленафункциональнымиобластями, универсальнымидлявсехтиповфирм. Вфирме, принадлежащейодномупредпринимателю, всефункциивыполняютсяоднимлицом, вкрупныхорганизацияхониразделены.
Существуютследующиефункциональныеобласти:
•кадроваяфункцияобеспечиваетсяпроизводственнойрабочейсилой, создаваяусловиянайма;
•финансыибухгалтерскийучет. Бухгалтерскийучетвключаетсбор, обработкуианализфинансовыхданных, финансы—управлениесредствамивпланеихростаирасхода;
•материально-техническоеснабжение—организацияпроцессапоставокиобслуживанияпроизводственнойсистемывсемиресурсами, кромелюдских;
•осуществлениеисследованийсцельюразвитияивыживанияфирмывдолгосрочномпериоде;
•сбытираспространениепродукцииозначаетдоведениетоваровиуслугдопотребителей;
•производственнаяфункция—обеспечениепроцессаизготовлениятовара (предоставленияуслуги), принятиерешенийвсферетехнологий, календарногопланированияпроизводстваизапасов, контролякачестваидругихзадачоперативно-производственнымуправлением.
|
|
Маркетинг—деятельностьповыявлениюиудовлетворениюпотребностей (желанийпотребителя), котораяобеспечиваетпринятиерыночно-ориентированныхрешений.
Среда ближайшегоокружения.
Поставщикипринимаютучастиевпроцессематериально-техническогоснабженияпотребителейчерезценынаматериальныересурсы, качествопоставляемыхтоваров, услугисырья, договорныеусловия.
Конкурентыоказываютодноизсамыхсильныхвлиянийнапроцесспринятиярешений, посколькудостижениеконкурентоспособностифирмы—показательэффективностидеятельности.
Потребители—непосредственныепокупателипродукциииконечныепотребители, диктующиесвоиинтересыксвойствампроизводимойпродукции.
Ксиламмикросредыфирмыотносятсятакже≪контактныеаудитории≫, которыеоказываютвлияниенапринятиерешенийвмикросредеиз-заразличногородаинтересовкдеятельностифирмы. Вэтугруппусилвходят: финансовыекруги, обеспечивающиефирмукапиталом (банки, инвестиционныекомпании, брокерскиефирмы, инвесторы); средствамассовойинформации (рекламныеагентства, газеты, журналы, радио- ителестанции); государственныеучреждения, занимающиесянадзоромирегулированиемпроизводственнойдеятельности, атакжетегосударственныеучреждения, деятельностькоторыхможеткаким-либообразомотразитьсянадеятельностифирмы; общественныеорганизации, гражданскиегруппыобщественногомненияидругиеместныеконтактныеаудитории (общины, религиозныеорганизацииидр.); собственныеслужащиеирабочие, которыетакжеимеютсвоемнениеисужденияодеятельностифирмыимогуткакпозитивно, такинегативновлиятьнавозможностьфирмыдостигатьпоставленныхцелей.
Макросредаобычновключаетвсебя:
•социальнуюсреду: демографическиефакторы, стильжизни, привычкииценности, этическиеирелигиозныеосновыобщества, атакжесоциально-экономическиеклассы;
•правовуюсреду. Производственныепредприятия, какивсебизнес-организации, работаютвопределенныхюридическихрамках, имеютопределенныеправаиобязанности (трудовая, гражданская, потребительская, экологическаяотраслиправа, монопольноезаконодательствоиправасобственности);
•государственнуюиполитическуюсреду: рольгосударства, тесносвязаннаясуровнемполитическойстабильностиинастроениемзаконодателейпоотношениюкбизнесу, государствотакжевыступаеткакрегулятор (субсидии, налоговыельготы);
•технологическуюсреду—можетсоздаватьдляпредприятийкакдополнительныевозможностиипреимущества, такиограничения (влияниеизменениятехнологиинаструктуруипрофессиональныйуровеньперсонала);
•экономическуюсреду: доходынаселения, курсвалют, инфляция, налогообложениеидр.