План:
1. Моторная, сенсорная и психическая асимметрия.
2. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов.
3. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии.
1. Моторная, сенсорная и психическая асимметрия
Тело человека имеет двустороннюю симметрию. Однако существуют различия в весовых, линейных, объемных размерах, структуре и функциях парных органов и симметричных частей его тела. Эти особенности проявляются в результате генетических влияний, а также социальных, климато-географических и прочих воздействий факторов среды. У человека различают моторную, сенсорную и психическую асимметрию.
Моторной асимметрией называют совокупность признаков неравенства функций рук, ног, мышц правой и левой половины туловища и лица. Ведущую конечность определяют по следующим признакам:
1) ее предпочтение при выполнении действия одной рукой или ногой;
2) более высокая эффективность по силе, точности и быстроте включения;
|
|
3) доминирование при совместной деятельности обеих конечностей.
У большинства людей (в 75% случаев) правая рука является ведущей, а связанное с ней левое полушарие – доминантным. Это преимущественное значение левого полушария объясняют тем, что практически у всех праворуких функция речи контролируется тем же левым полушарием, в котором располагается моторный речевой центр Брокка.
Сенсорные асимметрии определяют как совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей сенсорных полей.
Особое значение в поведении человека имеет асимметрия зрения.Примерно ⅔ населения имеет правостороннюю асимметрию, т.е. ведущий правый глаз, около ⅓ – левостороннюю и лишь немногие – симметрию зрительной функции. Ведущий глаз обладает более высокой остротой зрения, мгновенным и особенно ярким восприятием цвета, более обширным полем зрения, лучшим ощущением глубины пространства. При прицеливании воспринимается лишь то, что входит в поле зрения этого глаза. В целом, восприятие объекта в большей мере обеспечивается ведущим глазом, а восприятие окружающего фона – не ведущим глазом.
В понятие психических асимметрий включают нарушение симметрии собственно психических процессов. Психосенсорные процессы, связанные с чувственным познанием внешнего и внутреннего мира, соотносят с функциями правого полушария. Обработка этой информации происходит в настоящем времени с участием следов прошлых раздражений, хранящихся в памяти, т.е. с участием прошедшего времени. К функциям правого полушария относят целостное и одномоментное восприятие зрительно-пространственных впечатлений.
|
|
Сочетание моторных, сенсорных и психических асимметрий составляет чрезвычайно важную характеристику человека – его индивидуальный профиль асимметрии, определяющий только ему присущие особенности поведения.
2. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов
Функциональная асимметрия проявляется в спортивной деятельности. Врожденные морфофункциональные асимметрии определяют предпочтение правой или левой конечности при выполнении различных действий с предметом или без него – выбор вооруженной руки у фехтовальщика, правостороннего или левостороннего хвата клюшки у хоккеиста, стороны вдоха при плавании кролем, левосторонней или правосторонней стойки у боксера и т. д.
Неравномерное морфологическое развитие, одностороннее преобладание физических качеств и асимметрия двигательных действий особенно выражены в асимметричных упражнениях при большем спортивном стаже и более ранней специализации.
При симметричных циклических упражнениях ведущая конечность выполняет более активные действия, регулируя работу не ведущей.
У велосипедистов ведущая нога развивает большее усилие и при нажиме, и при подтягивании педали, определяя тем самым темп педалирования и подчиняя ему действия не ведущей ноги.
Ведущая нога развивает большие усилия и делает более длинные шаги в легкоатлетическом беге, при передвижении на лыжах и лыжероллерах, активнее участвует в выполнении поворотов, в обгоне соперников на дистанции.
В асимметричных ациклических упражнениях (например, удары по мячу у футболистов и др.) технические приемы выполняются в основном ведущей конечностью, а не ведущая осуществляет вспомогательную функцию, роль опоры. При выполнении прыжков (в фигурном катании и др.) ведущая нога является маховой (у большей части спортсменов правая), а не ведущая – толчковой (левая нога). Левую ногу как толчковую используют до 90% прыгунов в высоту, около 60% прыгунов в длину; большие усилия ее отмечаются у 86% бегунов на короткие дистанции.
Среди фехтовальщиков– финалистов крупнейших международных соревнований представительство левшей в 10 раз превышает средние популяционные данные.
У спортсменов отмечаются также проявления сенсорной асимметрии. Ведущим глазом у преобладающего числа спортсменов является правый: правоглазых – 85%, левоглазых – около 12%, без асимметрии – примерно 3%. У стрелков все праворукие спортсмены имеют ведущий правый глаз.
Профиль асимметрии определяет наиболее предпочитаемую, «удобную» сторону вращения в фигурном катании, в гимнастике («винт») и др. видах спорта. В произвольном вращении примерно 90% людей предпочитают левую сторону (более удобную для правшей). У фигуристов 84% спортсменов выполняют вращения в левую сторону. Левый профиль асимметрии у теннисистов, борцов, боксеров и фехтовальщиков делает их неудобными соперниками для спортсменов с правым профилем асимметрии и обуславливает эффективность соревновательной деятельности.
У многих представителей циклических видов спорта встречается перекрестная моторная асимметрия: у пловцов-подводников ведущими являются правая рука и левая нога; аналогичную картину можно видеть у 60% высококвалифицированных лыжников-гонщиков.
Спортсмены, имеющие односторонний тип доминирования функций (либо правый, либо левый профиль асимметрии) отличаются более высоким уровнем подвижности нервных процессов и психических функций, более короткой сенсомоторной реакцией. Зато по сравнению с лицами со смешанным профилем асимметрии они быстрее утомляются, особенно после тренировок с предельными и околопредельными нагрузками.
3. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии
|
|
При систематическом выполнении преимущественно односторонних упражнений происходит преобладающее развитие ведущей конечности и усиление асимметрии. Различия в функциях правой и левой конечности нарастают, обуславливая в определенных пределах рост достижений спортсмена (например, в теннисе, фехтовании и др. видах спорта).
Однако при выполнении многих симметричных упражнений функциональная асимметрия оказывает отрицательное влияние на спортивный результат.
Функциональная асимметрия снижает дальность прыжка на лыжах с трамплина, ухудшает технику выполнения упражнений в акробатике, прыжках на батуте, плавании, горнолыжном спорте, снижает скорость бега, ходьбы и др. циклических движений. Следовательно, во многих видах спорта она является фактором, лимитирующим спортивную работоспособность.
Сильнейшая конечность выполняет большую работу, производит большие по амплитуде и силе движения в симметричных упражнениях, что нарушает ритмичность и прямолинейность циклических движений, затрудняет координацию нервных влияний, синхронизацию в деятельности нервных центров и ведет к затрате дополнительной энергии на коррекцию локомоций. Вдобавок к этому слабейшая конечность быстрее утомляется и в большей степени влияет на снижение работоспособности.
Так, если заметная асимметрия ног отмечается у бегунов-спринтеров, барьеристов, то у бегунов-стайеров она незначительна, а у марафонцев практически равна нулю. У 90% ходоков, марафонцев, бегунов-стайеров наблюдается практически полная симметрия мышечной силы ног.
Накопленные данные указывают, что в результате долговременной адаптации к выполнению специальных упражнений симметричного характера наибольших успехов добиваются спортсмены, имеющие наименьшие различия в действиях правой и левой конечности, в то время как при выполнении упражнений одностороннего характера ведущие спортсмены имеют выраженную асимметрию.
Формирование двигательных навыков у спортсменов сопровождается различным участием правого и левого полушария в управлении движениями.
|
|
Доминирование функциональных систем управления движениями в левом полушарии наблюдается у спортсменов высокой квалификации, по мере их вхождения в спортивную форму в годичном тренировочном цикле, при выполнении освоенных движений (выработанных двигательных навыков) и в период устойчивого состояния (или оптимальной работоспособности) в процессе работы.
Преобладание специфических систем управления движениями в правом полушарии отмечается у спортсменов низкой квалификации, в периоды врабатывания и утомления, в состоянии перетренированности, при дезавтоматизации двигательных навыков, т.е. при всяком снижении уровня специальной работоспособности спортсменов.
Таким образом можно сделать следующие выводы:
− Функциональная асимметрия изменяется под влиянием специфических тренировочных воздействий;
− Направленные изменения (усиление или сглаживание) функциональной асимметрии в процессе тренировки являются важным резервом повышения специальной работоспособности спортсменов.
− Исследования в этом направлении показали возможность и целесообразность управления тренировочным процессом с учетом симметрии-асимметрии. Так, например, для повышения эффективности выполнения симметричных упражнений целесообразны тренировочные занятия, направленные на сглаживание имеющейся функциональной асимметрии. Направленные влияния должны использоваться на протяжении круглогодичной подготовки с основным объемом работы в подготовительном периоде.
Иная направленность управляющих воздействий должна быть в случае необходимости усиления асимметрии (например, в стрельбе, фехтовании, теннисе и ряде других видов спорта). В этих случаях не ведущую конечность предлагается использовать лишь для «разгрузки» ведущей конечности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое моторная асимметрия? В чем она проявляется?
2. Что такое сенсорная асимметрия? В чем она проявляется?
3. Что такое психическая асимметрия? В чем она проявляется?
4. Как проявляется функциональная асимметрия в спортивной деятельности?
5. Что такое перекрестная моторная асимметрия?
6. Как влияет функциональная асимметрия на спортивный результат?
Рекомендуемая литература:
1. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос, 2002.– 480 с.
2. Спортивная физиология / под ред. Я. М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986.– 240 с.
3. Физиология человека / под ред. Н. В. Зимкина.– М.: Физкультура и спорт, 1975.– 380 с.
4. Физиология человека / под общ. ред. В.И.Тхоревского.– М.: Физкультура, образование, наука, 2001. – 492 с.