Зеленин И.Е. Аграрная политика Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история. – 2001. – № 1.
Коваленко С.Г. Реформы управления народным хозяйством СССР середины 1950-1970 годов // Вопросы истории. – 2008. – №6.
Красильников Б.Н. Хрущев // Взлет и падение государства Российского. – М, 2003.
На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. – М., 1990.
Мухин Ю.И. СССР – потерянный рай. – М.: Эксмо, 2009.
Попов В.П. Большая ничья. СССР от победы до распада. – М.: НЦ ЭНАС, 2005.
Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». – М., 2002.
5. Л.И. Брежнев - лидер периода застоя или двадцатилетней стабильности.
Библиографический список
Геллер М., Некрич А. Истории России 1917-1995: в 4-х т. – Т. 2. – М., 1996.
Медведев Л.И. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. – М., 1991.
Млечин Л.М. Брежнев. – М.: Проспект, 2008.
Непомнящий Н.Н. Тайны советской эпохи. От Хрущева до Горбачева. – М.: Вече, 2003.
Озерский В. Правители России. От Рюрика до Путина: история в портретах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Семанов С. Леонид Брежнев. – М.: Эксмо, 2005.
Тулузаков В.Ф. Российская история в лицах политиков. – Ч. 2. – Самара, 2001.
Основные понятия и термины:пятилетний план, культ личности, разрядка, мирное сосуществование, «холодная война», мировая система социализма, идеологизация, либеральный курс, демократизация общества, «оттепель», хозрасчет, самоокупаемость.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы наиболее характерные черты развития советского общества в послевоенный период?
2. Объясните, почему возникла «холодная война»? Каковы причины и последствия противостояния СССР и США?
3. Определите цели и характер нового витка репрессий в послевоенный период.
4. В чем заключалась бюрократизации партийно-государственной жизни?
5. Почему во времена Н.С. Хрущева борьба двух тенденций - демократической и бюрократической закончилась победой последней?
6. Какие экономические реформы проводились в послесталинский период? К каким последствиям они привели?
7. Какие отрасли промышленности в послевоенный период восстанавливались в первую очередь? К каким проблемам это привело?
8. Назовите основные направления аграрной политики Н.С. Хрущева. Каковы ее последствия?
9. Определите сущность и основные черты политики «управляемой десталинизации». В чем ее противоречия?
ТЕСТЫ
1. Какое событие окончательно раскололо послевоенный мир на два лагеря?
а) политический и идейный конфликт в связи с выдвижением США плана Маршалла;
б) послание президента США Г. Трумена конгрессу, положившее в основу политики этой страны антикоммунистические цели;
в) возведение Берлинской стены и противостояние советских и американских танков в связи с этим.
2. В чем состояли основная тенденция и новизна условий внутреннего развития страны в послевоенные годы (1945 г. - начало 1953 г.)?
а) историческое содержание этого периода формулируется одним словом – восстановление страны;
б) это период “залечивания ран” страны;
в) это период включения страны в “холодную войну” и гонку вооружения.
3. Укажите главный источник быстрого восстановления хозяйства страны:
а) использование труда заключенных;
б) репарация с Германии и ее союзников;
в) трудовой героизм и самопожертвование советских людей.
4. Что являлось основой культурной политики в 40-е годы?
а) подчеркнутое внимание к вопросам идеологии: укрепление единства советского общества, дружбы народов и патриотизма;
б) восстановление семилетней программы обучения детей, радиовещания страны;
в) подчеркнутое внимание к вопросам идеологии: пропаганда успехов в экономике и культуре, идеи построения коммунизма.
5. В чем суть борьбы с космополитизмом, развернувшейся в СССР после Второй мировой войны?
а) в недопущении превращения космоса в арену политической борьбы;
б) в преодолении превосходства США в области ядерных вооружений;
в) в недопущении увлечения советских людей западной культурой.