Кроме барьеров непонимания в процессе общения могут возникнуть такие препятствия, как:
Избегание – уклонение от контакта с партнером или источником (радио, телевидение, газеты), если информация, которую получает человек, распознается как «опасная». Избегание может быть: явное – человек не приходит на встречи, игнорирует приглашения; старается не сталкиваться с источником (не включает радио, не читает газет); скрытое – человек присутствует, но не внимателен, «пропускает информацию мимо ушей», не смотрит на собеседника, отвлекается; использует любой предлог, чтобы прекратить разговор или избежать информацию. Следует помнить, что начинать свое сообщение желательно только после установление зрительного контакта с собеседником
Чтобы не возникал барьер избегания необходимо научиться привлекать внимание собеседника и как можно дольше его удерживать:
- прием «нейтральной фразы» с использованием:внутреннего фактора - в начале разговора произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но наверняка имеющая значимость, смысл для слушающего (случай, байка);внешнего фактора – перед тем как начать произвести привлекающее действие (стук кулаком по столу, ручкой по графину);
|
|
- прием «завлечения» - сообщение произносится очень тихо либо громко; невнятно, так чтобы слушающий прилагал усилия; можно сделать паузу или проговорить очень быстро. Нельзя использовать этот прием, поскольку может возникнуть фонетический уровень непонимания;
- прием «прямого включения» - разговор начинается с самого главного, актуального для собеседников;
- прием «провокация» - можно привести пример, который вызовет негативную реакцию, несогласие с говорящим.
Для поддержания внимания используются:
- прием «изоляции» - следует исключить воздействия со стороны (отойти с собеседником в сторону, закрыть дверь, выключить телевизор); тому, кто говорить, необходимо изолироваться только от внешних факторов, а слушающему еще и от внутренних;
- прием «навязывания ритма» - учитывая, что внимание человека постоянно колеблется, нужно изменять (периодически) голос и речь (громко – тихо, медленно – быстро, выразительно - нейтрально);
- прием «акцентировки» - применяется, когда нужно особо обратить внимание слушающего на важные моменты в разговоре. Акцентировка может быть: прямая – используется фраза типа «Прошу обратить внимание …»; косвенная – выделение важного интонацией.
Возможно избегание определенных ситуаций, которые человек считает нежелательными (выступление перед аудиторией).
Авторитет – заключается в том, что мы условно делим всех людей на авторитетных (доверяем им, прислушиваемся к их мнению) и неавторитетных (отказываемся воспринимать от них информацию). При этом наблюдается зависимость восприятия информации не от содержания, а от того, кто ее преподносит. Признание человека как авторитетного процесс сугубо индивидуальный и может быть основан на: его возрасте, образовании, опыте, статусе, социальном положении.
|
|
Большим доверием пользуется тот, кто наименьше заинтересован убедить (чем больше слушающий думает, что его хотят убедить, тем меньше он доверяет говорящему). Если слушающий доверяет говорящему то, он хорошо воспринимает и запоминает его выводы и практически не обращает внимание на ход рассуждений. При разных целях коммуникации и интеракции необходимо по-разному управлять доверием слушающего (при общении лучше иметь «средний» авторитет, при обучении и управлении – «высокий»). Так же, наиболее ярким приемом воздействия является употребление слова «мы» - это позволяет демонстрировать общность интересов и целей.