Быстрые социально-экономические изменения в обществе задают новые параметры функционирования систем образования и одновременно ставят перед нами новые задачи. Наиболее широкомасштабные изменения происходят на Европейском континенте. После принятия 29 государствами подготовленной правительствами Великобритании, Германии, Италии и Франции в 1999 году Болонской Декларации Европа вступила в эпоху глубоких преобразований национальных систем образования. Задачи Болонского процесса ориентированы на период до 2010 г.
Основными положениями процесса реформирования по Декларации являются:
1. Переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (условно – Бакалавр/Магистр).
Такой переход вызван рядом очевидных причин. Среди них:
· потребность рынка труда в кадрах с различными уровнями квалификации;
· невозможность государственного финансирования обучения в высшей школе одновременно все возрастающей массы студентов на одноуровневых программах образования длительностью пять-шесть лет;
· превращение квалификации бакалавр с продолжительностью обучения три-четыре года в основную для рынка труда (80% специалистов), что позволяет строить последующий уровень образования (магистр) на принципах:
возврата к образованию после практической деятельности, хорошо осознанной соискателем, который четко определял для себя цель образования на одном уровне;
увязке содержания образования с последующей практической деятельностью;
решения конкретных профессиональных или научных задач в процессе образования.
Таким образом, обществу прививается модель пожизненного обучения (возврат к той или иной форме образования после нескольких лет практической работы).
2. Повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования (аналог среднего профессионального образования).
В колледже, политехникос и фаххохшуле вводится квалификация бакалавра, иногда с собственным национальным названием. Укрепляется связь среднего профессионального образования с университетским, в частности, через открытие возможностей для продолжения образования по программе «Магистр», в том числе в самих колледжах или университетах, а также выхода на докторские программы подготовки. Цель такого преобразования – преодолеть тупиковость «техникумовского» образования и максимально исключить случаи «переучивания» с потерей предшествующих лет образования.
3. Тенденция к сокращению нормативного срока обучения.
Проявляется такая тенденция, прежде всего в повсеместном введении двухуровневой системы высшего образования. Базовый уровень является первым. Длительность программ этого уровня устанавливается от трех до четырех лет. Программы второго уровня («Магистр») – продолжительностью от одного до двух лет. Общепринятая формула сопоставимых структур новых квалификаций высшего образования в Европе такова: бакалавр – не менее трех лет, магистр – не менее пяти лет.
4. Изменения в структуре и организации докторских программ.
Болонский процесс придал дополнительный импульс к отмене сохранившихся в отдельных странах двухуровневых структур научных степеней, в частности в таких странах, как Австрия и Германия. Ранее такие изменения были приняты в странах Восточной Европы и Балтии.
Происходит отход от формулы управления докторскими программами централизованным национальным органом и конструирование их как части университетской деятельности, в том числе и по аспекту присуждения ученой степени. В ряде стран открываются возможности выхода на докторскую программу после получения квалификации бакалавра. Такая практика существует в Великобритании, вводится в Германии (с введением дополнительного года обучения), а также в Словакии и Болгарии.
Стимулируется программа «Европейский докторант», суть которого – сотрудничество университетов различных стран в реализации совместных докторских исследований. В перспективе это явление рассматривается как модель для формирования некоего общеевропейского института докторантуры.
5. Введение новых, преимущественно децентрализованных механизмов и процедур обеспечения качества образования.
В основе этих механизмов и процедур лежат: самооценка; внешний, желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества; обеспечение прозрачности управленческой и финансовой деятельности образовательных учреждений; переход к реализации концепции «управления качеством образования» [76, 10-12].