Тема 7. Качество товара и его оценка

7.1. СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА

Качество товаров – степень соответствия присущих характеристик требованиям.

Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции или товара.

Виды показателей качества.

1. Единичные показатели – предназначены для выражения простых свойств товаров.

2. Комплексные показатели – предназначены для выражения сложных свойств товаров.

3. Интегральные показатели – отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление.

4. Базовые показатели – служат основой при сравнительной характеристике.

5. Определяющие показатели – используются при оценке качества товаров.

Потребительские свойства – удовлетворяют потребности или ожидания индивидуальных потребителей.

Технологические свойства – удовлетворяют потребности производственных потребителей и обеспечивают эффективность производственных процессов.

7.2. НОМЕНКЛАТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Номенклатура потребительских свойств и показателей качества –совокупность свойств и показателей, обуславливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей.

Номенклатура типовая – перечень всех групп и показателей качества.

Развернутая номенклатура – перечень товаров, который составляется для оценки качества определенной группы изделий, имеющих одно название, близкие функции, сходные свойства.

Конкретная номенклатура – перечень показателей качества конкретного вида или типа изделий.

Виды потребительских свойств.

1. Назначение – способность товара удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.

2. Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения или потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков.

3. Безопасность – безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товара.

4. Экологичность – способность товара не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при эксплуатации и потреблении.

5. Эргономичность – способность изделия создавать ощущение удобства и комфорта.

6. Эстетичность – способность товара удовлетворять эстетические потребности человека в стремлении к красоте и гармонии.

7.3. ЭТАПЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

Оценка качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: