7.1. СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
Качество товаров – степень соответствия присущих характеристик требованиям.
Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции или товара.
Виды показателей качества.
1. Единичные показатели – предназначены для выражения простых свойств товаров.
2. Комплексные показатели – предназначены для выражения сложных свойств товаров.
3. Интегральные показатели – отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление.
4. Базовые показатели – служат основой при сравнительной характеристике.
5. Определяющие показатели – используются при оценке качества товаров.
Потребительские свойства – удовлетворяют потребности или ожидания индивидуальных потребителей.
Технологические свойства – удовлетворяют потребности производственных потребителей и обеспечивают эффективность производственных процессов.
|
|
7.2. НОМЕНКЛАТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Номенклатура потребительских свойств и показателей качества –совокупность свойств и показателей, обуславливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей.
Номенклатура типовая – перечень всех групп и показателей качества.
Развернутая номенклатура – перечень товаров, который составляется для оценки качества определенной группы изделий, имеющих одно название, близкие функции, сходные свойства.
Конкретная номенклатура – перечень показателей качества конкретного вида или типа изделий.
Виды потребительских свойств.
1. Назначение – способность товара удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.
2. Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения или потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков.
3. Безопасность – безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товара.
4. Экологичность – способность товара не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при эксплуатации и потреблении.
5. Эргономичность – способность изделия создавать ощущение удобства и комфорта.
6. Эстетичность – способность товара удовлетворять эстетические потребности человека в стремлении к красоте и гармонии.
7.3. ЭТАПЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
Оценка качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями.