ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Цели и задачи дисциплины ………………………………………………………… | |
2. | Разделы и темы дисциплины, формы занятий, количество часов для студентов очной формы обучения …………………………………………………………….. | |
3. | Теоретические занятия (лекции) по дисциплине «Социология и политология».. | |
4. | Практические (семинарские) занятия, их содержание, цели, формы. Методические рекомендации ……………………………………………………… | |
5. | Промежуточная аттестация ………………………………………………………... | |
6. | Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология и политология» …………………………… | |
7. | Раздел «Социология». Планы и формы семинарских занятий …………………... | |
8. | Список рекомендуемой литературы к разделу «Социология» ………………….. | |
9. | Словарь основных социологических терминов и понятий ………………………. | |
10. | Раздел «Политология». Планы и формы семинарских занятий …………………. | |
11. | Список рекомендуемой литературы к разделу «Политология» …………………. | |
12. | Словарь основных политологических терминов и понятий ……………………... | |
13. | Методические рекомендации студентам очной формы обучения для выполнения реферата ………………………………………………………………. | |
14. | Тематика рефератов ………………………………………………………………… | |
15. | Образец титульного листа реферата ………………………………………………. | |
16. | Методические рекомендации студентам заочной и очно-заочной форм обучения для выполнения контрольных работ …………………………………… | |
17. | Образец титульного листа контрольной работы …………………………………. | |
18. | Темы контрольных работ …………………………………………………………... | |
19. | Планы контрольных работ………………………………………………………….. | |
20. | Литература для выполнения рефератов и контрольных работ ………………….. | |
21. | Методические рекомендации студентам при подготовке к экзамену …………... | |
22. | Вопросы для подготовки к экзамену ……………………………………………… | |
23. | Экзамен как форма итоговой аттестации по дисциплине «Социология и политология» ………………………………………………………………………... | |
Приложение 1. Историческая справка об уровне развития российского общества до революции 1917 г. …………………………………………………… | ||
Приложение 2. Справка о некоторых документах по бывшей Литовской ССР и по образованию Калининградской области ………………………………………. | ||
Приложение 3. Всеобщая декларация прав человека ……………………………. |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
Изучение основ социологии и политологии призвано сформировать у студентов определенный уровень социально-политической культуры. Без этого трудно понять и правильно оценить протекающие в стране социально-политические процессы, как на федеральном, так и на региональном уровне, нельзя определить их значимость, полезность или негативность для общества и граждан.
|
|
Учебная дисциплина «Социология и политология» объединяет две огромные отрасли знаний, две науки, а именно социологию и политологию. В тоже время эти науки тесно взаимодействуют между собой. Социология позволяет анализировать и оценивать социальное здоровье общества, при этом она выступает как диагностическая и практическая наука, занимающая значительное место среди наук, вырабатывающих принципы и закономерности управления определенными сферами жизнедеятельности общества. Политология дает возможность проникать в тайны политики и власти, раскрывать подлинную суть деятельности политических элит, политического поведения классов и масс. Важным фактором взаимодействия социологии и политологии является и то, что они рассматривают личность как первичный субъект социальных и политических процессов.
Эти обстоятельства и обуславливают интерес к выявлению и изучению аспектов социально-политических процессов, протекающих в обществе. Особенно актуально это для современной России, переживающей период радикальных преобразований во всех сферах общественной жизни, период трансформации самой политической системы.
В тоже время каждая из указанных наук имеет свой объект, предмет, свои базовые категории и понятия, которые характеризует их особенность и специфику.
Ключевая задача дисциплины «Социология и политология» - помочь студентам на основе научного анализа социально-политических проблем современного общества сформировать активную жизненную и гражданскую позиции, ценностные и профессиональные ориентиры, достичь более высокого уровня политической культуры и более четкого понимания меры своей гражданской ответственности.
В результате освоения дисциплины «Социология и политология» у обучающегося формируются следующие общекультурные компетенции (или их элементы), предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования:
· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
· умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
· готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
· способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
· способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
· способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
Изучив дисциплину «Социология и политология», студент должен:
знать:
-основы социологии и политологии;
-место и роль человека в социально-политической жизни общества;
-нравственные обязанности человека;
-задачи России в современной мировой политике;
уметь:
-самостоятельно анализировать социально-политическую литературу;
-аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения социально- политических проблем;
-использовать полученные знания для решения предстоящих профессиональных и общественных задач с учетом специфики своей профессии;
владеть:
-навыками ведения дискуссии, полемики, диалога;
-ценностными и профессиональными ориентирами, способствующими нравственному поведению, формированию толерантности и гражданской ответственности.
|
|
В соответствии с вышеизложенными требованиями и в соответствии с новым Госстандартом разработана и утверждена учебная (рабочая) программа по дисциплине «Социология и политология» для студентов, изучающих ее как общеобразовательную. Для студентов очной формы обучения программа предусматривает общую трудоемкость в 3 (три) зачетные единицы, т.е. 108 академических часов, в том числе 46 часов – аудиторные занятия (16 часов – лекции, 30 часов – практические занятия), 62 часа – самостоятельная работа студента по изучению дисциплины во внеурочное время. Для студентов заочной формы обучения всего 108 академических часов, аудиторных - 12 часов, самостоятельная работа студента - 96 часов. Для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения всего 108 академических часов, переаттестация – 36 академических часов, аудиторных – 18 часов, самостоятельная работа студента – 54 часа. Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.