5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:
,где
V долговрем. — объем долговременной памяти (через один час)
V6 — количество воспроизведенных слов в 6-й серии
Чтобы правильно проинтерпретировать результаты, необходимопроанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых людей кривая носит восходящий характер. С каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. После третьего раза взрослые здоровые испытуемые называет 9-10 слов и удерживаются на этом результате.
Повторяющиеся лишние слова встречаются при исследовании больных с текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких лишних слов у расторможенных детей, а также взрослых по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания (эпилепсия, галлюцинации…).
|
|
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности.
Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях. Зигзагообразный график также может наблюдаться при неврозах, в этих случаях запоминание медленное, необходимо большее число предъявлений.
В отдельных редких случаях испытуемые воспроизводят одинаковое количество одних и тех же слов. Кривая в этом случае плоская (в форме плато). Отсутствие нарастания количества слов говорит об эмоциональной вялости больных (шизофреническое, паралитическое состояние). У детей кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации). Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.
|
|
Изучение типа памяти
Цель: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.
Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, каждый из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка, секундомер.
Процедура исследования
Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.
Испытуемому поочередно предлагается 4 группы слов для запоминания, например:
1. дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.
2. самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тапочка, журнал, машина, столб
3. пароход, собака, парта, сапоги, сковорода, калач, роща, гриб, шутка, сено
4. волк, бабочка, коньки, самовар, пила, весло, загадка, прогулка, книга, трактор
Первый ряд следует выдавать с интервалом 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова. Не менее чем через 5 минут испытуемому предлагают второй ряд слов.
Чтение слов предваряется инструкцией.
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".
Второй ряд испытуемый читает молча, затем записывает (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва записывает.
Инструкция: «Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".
Третий ряд слов следует выдавать после десятиминутного перерыва. Психолог читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание). Далее следует десятисекундный перерыв, и испытуемый записывает запомнившиеся слова.
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой "прописывайте" их и запоминайте. По сигналу "Пишите!" на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, "прописывать" слова и запоминать".
Четвертый ряд слов выдается также после десятиминутного перерыва. Психолог читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово и в воздухе ручкой "прописывайте" их (зрительно-моторно-слуховое запоминание). Слова воспроизводятся через 10 секунд.
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу "Пишите!" запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать".
Обработка и анализ результатов:
Подсчитывается коэффициент каждого вида памяти по формуле:
С=а:10; где
а – количество воспроизведенных слов.
Чем ближе результат к единице, тем лучше развит данный тип памяти.