Самый первый шаг, который мистер Бертон совершил после назначения его на должность менеджера по производству лярда Tenderflake, заключался в том, чтобы провести исследование потребительского рынка данного продукта в целях определения уровня потребления данного товара и конкурирующих продуктов, выяснения характеристик типичных покупателей, а также их отношения к лярду и конкурирующим товарам. Проведение данных исследований было поручено хорошо известной фирме, специализирующейся на маркетинговых исследованиях. Было опрошено репрезентативной статистической выборки из 1647 женщин во всех провинциях Канады. Результаты этих опросов легли в основу доклада "Рынок масел и жиров", который мистер Бертон получил в марте 1979 года.
В ходе опроса всем женщинам задавался вопрос, в какое время года они больше всего занимаются выпечкой. По их ответам был определен коэффициент сезонности выпечных изделий.
Весна Лето Осень Зима
132 100 161 196
Под маслами и жирами в данном докладе понимаются лярд, шортенинг, кулинарный жир, сливочное масло и маргарин.
Из этого доклада следовало, что лярд и шортенинг используются, главным образом, для выпечки. Лярд используется, прежде всего, для приготовления сдобного теста, тогда как шортенинг в большей степени используют при выпечке блинчиков и печенья. Данные о том, каким образом покупатели используют различные жиры и масла, приведены в табл. 3. Более конкретные данные по пользователям лярда и шортенинга приведены в примере 4.
Как удалось установить, отношение женщин к данному продукту в значительной степени основано на том, каким образом он используется в повседневной жизни, а также на традиции использования лярда в том или ином качестве, которая передается из поколения в поколение. В табл. 5 приведены данные, характеризующие отношение пользователей к лярду, как к совершенно конкретному продукту, их отношение к другим торговым маркам, а также указаны причины, по которым респонденты используют или не используют лярд.
Установлено, что шортенинг Crisco и лярд Tenderflake одинаково популярны в различных регионах страны, тогда как менее известные торговые марки лярда и шортенинга имеют более четко выраженную популярность в некоторых регионах страны (табл. 6).
Пример 3. Использование покупателями различных масел и жиров (в %)___________
Обжаривание на сковороде | |||||
Обжаривание во фритюрнице | |||||
Заправка для салатов | - | - | - | - | |
Выпечка блинов и оладьев | |||||
Выпечка печенья | |||||
Выпечка тортов и пирожных из | |||||
слоеного теста | |||||
Приготовление бутербродов | - | - | - | ||
Общий процент хозяек, ко- | |||||
торые когда-либо пользо- | |||||
вались данным продуктом |
Соотношение между хозяйками, которые используют шортенинг и лярд (в %)
ПРИМЕНЯЮТ ОБА ПРОДУКТА
Общее количество (1565) | Только лярд (287) | Только шортенинг (609) | Используют лярд (669) | Используют шортенинг (669) |
Изделия из | 60,6 | 49,0 | 61,9 | 28,0 |
слоеного теста | ||||
Блины, оладьи | 4,9 | 14,6 | 4,0 | 23,1 |
Печенье | 15,0 | 15,9 | 12,6 | 26,0 |
Обжаривание на | 11,5 | 10,1 | 10,6 | 10,7 |
сковороде | ||||
Обжаривание во | 8,0 | 10,3 | 12,3 | 11,9 |
фритюрнице |
положительные ответы сразу по нескольким позициям. "Количество опрошенных женщин.
Помимо указанного исследования по использованию масел и жиров, мистер Бертон заключил также договор еще с одной фирмой, которая занимается проведением коммерческих исследований. Задача этой фирмы заключалась в проведении нескольких целенаправленных групповых интервью, в ходе которых должны были быть получены "мягкие" или качественные данные относительно лярда Tenderflake и конкурирующих с ним продуктов. Как правило, для проведения этих исследований собирались группы от 10 до 15 женщин, которые в манере свободного общения (но под руководством опытного психолога) разговаривали о проблемах выпечки и о различных маслах и жирах. Не было практически никаких попыток обобщения информации, полученной в ходе этих интервью, поскольку эти группы нельзя было рассматривать как репрезентативные статистические выборки, а отбор участниц был не случаен. Тем не менее с помощью этого метода удалось выработать идеи, которые были использованы при разработке стратегии маркетинга и которые удалось проверить и уточнить в рамках более масштабного исследования по использованию масел и жиров.
Результаты групповых целенаправленных интервью свидетельствуют о том, что пользователи, в основном, проявляют заботу о том, чтобы тесто было вкусным и сдобным. Женщины, которые постоянно покупают лярд, считают, что он больше подходит для приготовления сдобного теста, причем имидж наиболее качественного продукта, судя по их ответам, имеет лярд марки Tenderflake. В то же время у тех женщин, которые применяют исключительно шортенинг, имеется стойкое мнение относительно того, что лярд представляет собой слишком жирный и более дешевый продукт.