1. Спекулянт. Спекулянты – участники срочного рынка, цель которых получить прибыль за счет разницы в курсах финансовых инструментов, которая может возникнуть во времени. Спекулянты, стремящиеся извлечь прибыль на малейших колебаниях цены в течение торговой сессии, на профессиональном жаргоне именуются скальперами.
3. Хеджер. Хеджеры участвуют в срочной торговле с целью – установить заранее уровень цен, по которым они в будущем планируют совершить сделку с реальным товаром или финансовым активом или застраховать на срочном рынке уже приобретенные активы на спотовом рынке. Приведу следующий пример.
4. Арбитражер. Арбитражер – это лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одного и того же актива на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены, или взаимосвязанных активов при нарушении между ними паритетных отношений.
Основной целью государственного регулирования РЦБ является обеспечение надежности и роста ценных бумаг, выработка его модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач: создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики; создание условий для функционирования дефицита государственных бумаг; обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования средств населения; разработка законодательной базы работы РЦБ; создание системы информации о состоянии РЦБ и обеспечение его открытости для инвесторов; обеспечение доверия инвесторов к РЦБ; создание цивилизованного рынка и интеграция его в мировой финансовый рынок.
В России к органам государственного регулирования РЦБ относятся:
– Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ);
– Министерство финансов;
– ЦБ;
– Антимонопольный комитет;
– Государственная налоговая инспекция. Объекты регулирования:
– эмитенты ценных бумаг;
– профессиональные посредники;
– инвесторы;
– саморегулируемые организации профессиональных участников.
ВЛИЯНИЕ АЗИАТСКОГО КРИЗИСА И ДЕФОЛТА НА РОССИЙСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
Разразившийся 28 октября 1997 г. биржевой крах в США и ноябрьские потрясения на фондовых рынках стран Юго-Восточной Азии крайне негативно сказались и на отечественном рынке. Иностранные инвесторы (нерезиденты) стали избавляться от ценных бумаг.
В результате подобных действий рынок акций в течение месяца (с конца октября по конец ноября) пережил три острейшие ситуации. Индекс наиболее популярных акций упал сначала на 29 %, затем на 21 % и, наконец, еще на 10 %. За весь период своего существования отечественный рынок акций не переживал столь бурных потрясений.
Среди госбумаг наиболее мощный удар кризиса обрушился на валютные обязательства (ценные бумаги, достоинство которых выражено в иностранной валюте, – облигации внутреннего валютного займа и еврооблигации), где доля нерезидентов особенно высока. Рынок валютных обязательств с конца октября по начало декабря был просто парализован.
Резко обрушились котировки рублевых госбумаг. Особенно пострадали ГКО и ОФЗ: доходность некоторых выпусков подскочила по сравнению с предкризисным уровнем в 2,5–3 раза.
Чрезвычайно остро отреагировал на кризисную ситуацию в сфере ценных бумаг валютный рынок. 29 октября курс доллара на ММВБ поднялся сразу на 54 пункта, а спрос на валюту составил 163 млн долл. Подобных «достижений» не наблюдалось с середины 1995 г.
Правда, первый удар по валютному рынку усилиями Центробанка удалось отразить (уже к началу ноября ситуация стабилизировалась). Однако вскоре спрос на валюту вновь стал расти. Нерезиденты, продавая российские ценные бумаги за рубли, естественно, пытались конвертировать эти рублевые средства в СКВ.
В целях преодоления кризиса на финансовом рынке Центробанком был предпринят ряд мер:
– ставка рефинансирования повышена с 21 % годовых до 28 %, а нормативы обязательных резервов коммерческих банков в иностранной валюте – в 1,5 раза;
– произведены крупномасштабные валютные интервенции;
– начато интенсивное привлечение средств на депозиты в ЦБ (до 3–4 трлн руб. в день);
– сделаны шаги по поддержанию спроса на государственные ценные бумаги. Центробанк и (под его давлением) Сбербанк начали скупку ГКО-ОФЗ, банки – первичные дилеры на рынке ГКО-ОФЗ были обязаны оперировать с большим количеством этих бумаг, улучшились условия предоставления ссуд под залог госбумаг;
– за нарушения сроков поставки госбумаг ЦБ прекратил сделки с рядом иностранных банков, а за невыполнение обязательств по поддержанию котировок гособлигаций некоторые крупные российские банки были лишены статуса первичного дилера на рынке ГКО-ОФЗ.
В результате валютных интервенций и скупки Центробанком госбумаг золотовалютные резервы сократились с 25 млрд долл. до 18 млрд.