1 Калбандян отвергает абстрактную, туманную гегелевскую философию, отягченную прошлым и бегущую от настоящего. Он приветствует разрушение идеалистических систем. -- 558.
2 В работах 60-х годов Налбандян последовательно исходит из того, что источник и критерий истины лежат в объективном мире. Исследовать и попять истину — означает не рабски повторять те или иные положения науки, не фетишизировать мнения ученых авторитетов, а выяснять, насколько эти положения соответствуют реальной действительности. — 588.
3 Налбандян цитирует положение Декарта из работы «Рассуждение о метода» по книге Бокля «История цивилизации в Англии», т. 1, ч. П. СПб., 1863, стр. 95. — 588.
1 Кокисон — древний армянский город, расположенный в горах Тавра, к северу от Киликии. — 591.
5 Чамурчян (1801—-1883) — реакционный армянский церковник, философствующий монах, редактор журнала «Ереван». — 593.
6 Лукулл, Люций (ок. 106 — ок. 56 до н. э.) — римский полководец, возглавивший поход на Армению. — 5Р5.
7 «Быть или не быть» — размышление Гамлета, героя трагедии Шекспира «Гамлет, принц датский», акт III, сцена 1. — 599.
8 Речь идет о крымской войне 1853—1856 гг., обнажившей глубокий кризис крепостничества. Царское правительство, ослаблен
нов военным поражением и испуганное крестьянскими «бунтами» против помещиков, оказалось вынужденным приступить к проведению различных реформ. — 600.
9 Земля — моя собственность. — Диалог на предыдущих и последующих страницах посвящен критике буржуазной революции 1848 г. в Западной Европе. Налбандян показывает, что буржуазии чужды интересы народа и что в борьбе за свое освобождение трудящиеся могут опираться лишь на свои собственные силы. — 604.