Задание №1. «Автопортрет в цифрах»
Напишите короткий текст о себе таким образом, чтобы в каждом предложении фигурировали числительные. Вы можете, например, поведать о своих физических габаритах, распорядке дня, личных пристрастиях («3 раза женился, из них 4 по любви», «в 8 лет посмотрел "Великолепную семерку"»), достижениях и т.д.
Начнем с самого сложного - с себя. О себе писать труднее всего. Это вопрос воспитания, В стране, где человеку полагались казенная автобиография (родился в семье служащих) и официальная характеристика (морально асимптотически устойчив}, традиций саморекламы и самопродажи, разумеется, нет: им просто неоткуда было возникнуть.
А между тем западная цивилизация построена на умении эффектно себя подать: форма ценится не меньше содержания, так что привычку говорить и писать о себе будущий профессионал приобретает уже в раннем возрасте.
Поступая в колледж, школьники пишут не сочинение по «Евгению Онегину», а эссе, где рассказывают о своих достижениях и увлечениях. Их преподаватели в свою очередь пишут не характеристики, а рекомендательные письма в свободной форме. Желая устроиться на работу, соискатель пишет неформальное письмо (motivation letter[*]) потенциальному работодателю и посылает ему свою биографию, представленную в стандартном виде (curriculum vitae, иначе CV, иначе резюме). Отправляя документы в магистратуру и аспирантуру, студенты пишут развернутое эссе (statement of purpose), где мотивируют свое желание поступить именно в этот университет и именно на эту программу. Подавая заявку на стипендию или на грант, претенденты в завлекательной форме рассказывают о своих планах, фактически рекламируют свои будущие открытия.
|
|
Умение писать о себе играет огромную роль. Пожалуй, самое главное здесь - подстраиваться под конкретного заказчика. Представьте, что вы - товар, и «позиционируйте» себя так, чтобы ваша целевая группа (например, работодатель или члены приемной комиссии) на вас «клюнула», пришла к выводу, что вы - идеальный кандидат, оптимальный вариант, что вы полностью отвечаете всем требованиям, оправдываете все ожидания.
Вы никого не обманываете, вы просто рассказываете о себе с той или иной стороны, расставляете акценты, подаете себя в доступной и приятной для заказчика форме, и ничего безнравственного в этом, разумеется, нет. Вы продаете не свою бессмертную душу, а навыки, которые могут быть востребованы на рынке труда.
Самореклама - особый, но чрезвычайно интересный случай. Именно на этом примере проще всего понять, как работает качественная реклама.
1.1.
Идеальный соискатель, спутник жизни и студент
|
|
Представьте, что вы отвечаете на объявление об открывшейся вакансии, посылаете потенциальному работодателю письмо и резюме. Составлению резюме (которые не являются связными текстами и со временем все более и более стандартизируются) посвящено множество книг. Вводное письмо - жанр менее формальный и, следовательно, более для нас интересный.
Общие рекомендации таковы: не следует заискивать - вы предлагаете взаимовыгодную сделку, а не просите об одолжении; не стоит скромничать - это противоречит канонам жанра; или хвалить себя без подкрепления фактами - такое сходит с рук только героям Астрид Линдгрен. Кроме того, не приписывайте себе пустых, абстрактных качеств: трудолюбивый, настойчивый, инициативный, командный игрок - как будто пересказываете объявление о приеме на работу. Не забывайте, что всякие милые частности, факты, цифры, детали (если их, конечно, не слишком много) делают текст живым и обаятельным. И, наконец, постарайтесь давать релевантную информацию: если вы претендуете на должность копирайтера, ваши 63 сантиметра в талии едва ли кто-то оценит.
Чтобы почувствовать себя раскованнее в амплуа соискателя, попробуйте для начала написать от имени другого человека.
Задание №2. «Архитектор лестниц»*
Фирме требуется АРХИТЕКТОР ЛЕСТНИЦ. До 30 лет. Профильное образование. Опыт проектирования не менее 1 года. Знание «Архикад», «Автокад». Способность к самостоятельной работе.
Представьте себя в роли идеального кандидата на эту должность и напишите короткое письмо работодателю. Формально вы соответствуете всем требованиям. Ваша задача - выгодно себя подать. (Не забудьте упомянуть о своих главных достижениях: какие знаменитые лестницы вы проектировали, какие профессиональные призы выигрывали.)
В аудитории можно устроить конкурс заявок: один из студентов стал «главой фирмы» и выбирает себе архитектора. Если группа большая, две команды поочередно будут работодателями и соискателями. На этот случай пригодится второй вариант объявления (см. приложение 1).
Чем полнее перевоплощение, тем легче дается работа над текстом. Не случайно (и мы еще не раз к этому вернемся) многим копирайтерам интереснее писать для далекой целевой группы, чем для аудитории своего возраста и пола. Опыт показывает, в частности, что следующее упражнение студентам мужского пола одолеть проще.
Задание №3. «Брак с иностранцем»
Привлекательный американец познакомится с жизнерадостной эффектной женщиной не старше 32 лет, любительницей музыки кантри и путешествий, способной скрасить одинокий очаг 73-летнего журналиста.
Вы та, о ком этот человек мечтал всю свою жизнь. Напишите ему письмо.
Как и в предыдущем случае, отбор претендентов может осуществляться на конкурсной основе. Чтобы задействовать всех студентов, понадобится второе объявление (см. приложение 1).
Поступление в западный университет - еще одна прекрасная возможность поупражняться в саморекламе. Главная цель абитуриента (существительное «аппликант» (подающий документы) и производный глагол «апплаяться» в литературный русский язык пока еще не вошли, но при существующей тенденции продолжать образование на Западе в скором времени из жаргонизмов могут превратиться во вполне нейтральные термины), так вот, главная цель будущего студента-аспиранта - доказать, что он идеально подходит для данной «программы» (обобщающий термин: факультет, кафедра, специализация), а данная программа -для него.
Возможно, вы еще не определились с выбором специальности. Скорее всего вы подали документы в несколько разных университетов. Тем не менее вступительное эссе принято писать с таким nadpocoM, такой «последней прямотой», будто речь идет о решающей попытке, о единственной редчайшей возможности. Целеустремленность - неотъемлемое качество хорошего абитуриента. Кроме того, считается неуместным
|
|
углубляться в далекое прошлое (это признак незрелости -страшное обвинение для американца). С другой стороны, рекомендуется приводить необычные факты из своей жизни, а также рассказывать о своих ошибках и мелких прегрешениях, вследствие которых вы стали еще более зрелым и целеустремленным. Вступительное эссе - увлекательнейший жанр, в котором стоит себя попробовать хотя бы однажды, хотя бы в игровой форме.
Задание №4. «Абитуриент года»
Одни склонны из хобби делать профессию, другие считают это неверным. Представьте, что вы пошли по первому пути: вы поступаете в американский университет и подобрали себе программу, соответствующую вашему заветному увлечению (актерское мастерство, теоретическая физика, сексология, криминалистика, тендерная проза и т.д.). Выполните предложенное задание.
Skladovsky & Curie Graduate School of Arts and Sciences. Задание для абитуриентов.
Напишите эссе {не более 2 страниц). Объясните, почему вы решили поступать на данную программу, каким образом ваш предыдущий опыт, профессиональный и личный, повлиял на это решение. Расскажите, какие знания, навыки и черты характера выгодно отличают вас от других претендентов.
В роли членов приемной комиссии могут выступить студенты.