Международный опыт приватизации

Впервые экономическое понятие "приватизация" возникло в конце 70-х гг. XX в. во время деятельности британского правительства во главе с М. Тэтчер. Суть политики тэтчеризма - ограничение чрезмерного расширения государственного сектора Англии, допущенное в период господства кейнсианской экономической доктрины и мешавшее развитию рынка в условиях протекания научно-технической революции. Вслед за Англией приватизационные механизмы были применены в ряде европейских государств - Франции, Германии, Италии и др., а также распространены на сферу социальной политики в Северной Америке ("рейганомика").

И в настоящее время необходимость подстройки хозяйственного механизма под изменяющиеся условия международной конкуренции требует от экономически развитых стран с рыночной экономикой применения приватизационных процедур. Опыт, накопленный в мировом хозяйстве, необходимо использовать странам, переходящим от административно-командной системы к рыночной. Он показывает, что:

1) сроки приватизации не следует форсировать, так как на ее фоне обостряются негативные социальные явления (временный спад производства, социальное расслоение населения, потеря людьми работы, рост экономической преступности и др.). Вместе с тем нельзя и затягивать начало приватизационного процесса - это ведет к расхищению имущества, которое уже почти не государственное, но еще не частное;

2) при проведении приватизации недопустимы кампанейщина, огульный подход, оправдываемые массовым характером преобразований. Эффективен только индивидуальный подход: конкретная оценка имущества предприятия, поиск добросовестного покупателя, отсечение спекулянтов, прозрачность сделок с недвижимостью на фоне гласности и открытости;

3) приватизация может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе. Главный упор должен быть сделан на платность: бесплатная раздача собственности не гарантирует от ее последующего изъятия со стороны государства ("подарил - не купил"), а получение имущества даром не стимулирует нового собственника к его эффективному использованию. В случае незначительности доходов и сбережений у населения целесообразно:

а) применять различные системы льгот и скидок;

б) использовать механизм аренды с последующим выкупом имущества;

в) развивать ипотеку;

4) в ходе приватизации собственность не раздавать поголовно населению страны, а искать нового эффективного собственника, для которого создать благоприятные условия хозяйствования;

5) включают разного рода социальные амортизаторы, смягчающие последствия приватизации (трансфертные платежи населению).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: