Эстетические и санитарно-гигиенические условия труда

Производственная эстетика определяет требования по внесению художественного начала в среду, в условиях ко­торой осуществляется трудовая деятельность людей. Она призвана вы­зывать положительные эмоции и способствовать повышению работо­способности человека.

Производственная эстетика предполагает соответствующее внешнее и внутреннее оформление зданий. Действующие предприятия, при строительстве которых в свое время не соблюдались эстетические требо­вания, следует подвергать реконструкции и модернизации с учетом со­временных требований производственной эстетики. Внешнее оформле­ние зданий и сооружений предусматривает рациональную архитектуру их фасада, кровель, водостоков и карнизов, стен и фундаментов, а также входов и подъездов.

Внутренняя и внешняя территория предприятия также должна соот­ветствовать требованиям эстетики: устройство удобных подходов и подъ­ездов к предприятию, проходных, безопасных для движения пешеходов асфальтированных дорожек по всей территории; озеленение территории, включая устройство газонов, клумб; сооружение фонтанов, бассейнов, скульптурных украшений. Рекламные витражи должны иметь также кра­сивые архитектурно-художественные формы. Зоны отдыха и спортивные площадки должны вписываться в общий ансамбль территории предприятия и вместе с ним иметь единое художественное решение, То же самое можно сказать об организации стоянок транспорта.

Интерьер производственных помещений или внутреннее их оформление охватывает все те помещения, где работники проводят время в труде или отдыхая: цеха, лаборатории, отделы, вспомогательные службы производственного и бытового назначения, склады, комнаты отдыха. При организации интерьера, прежде всего, необходимо исходить из безопасности труда, удобства рабочей позы (включая и особенности зрительного восприятия). Необходимо учитывать и психологические потребности человека во время работы. Так, психологически необходимо, чтобы человек на рабочем месте мог видеть внешнюю среду, природу. В связи с этим всюду, где это допустимо, вместо глухих стен в заданиях целесообразно устраивать прозрачные витражи, через которые открывался бы вид на зелень, деревья и проч.

Даже там, где по климатическим условиям или из-за особенностей технологического процесса устройство больших остекленных плоско­стей невозможно, нужно предусматривать хотя бы минимальное «пси­хологическое» остекление, через которое человек зрительно будет свя­зан с наружным пространством. Важно предусматривать озеленение интерьера, выполняющее не только санитарно-гигиеническую (улучша­ет микроклимат, снижает шум), но и психофизиологическую и архитек­турно-художественную, эстетическую функции. Расположение зеленых бордюров в интерьерах разнообразно: вдоль оконных проемов, стен, на полу, в углублении пола, по краю лестничных площадок и т. д. Зеле­ные бордюры могут организовывать интерьер, с их помощью можно разграничить пространство, выделить в нем определенные зоны или да­же зрительно уменьшить их, внося одновременно ощущение уюта.

Серьезное внимание следует уделять цветовому оформлению произ­водственных помещений, имея в виду, что около 80% информации чело­век получает через посредство зрительного восприятия.

Функции цвета в производственной обстановке многообразны. Ус­ловно их можно разделить на 2 группы: цвет как средство информации и как фактор психофизиологического комфорта.

В качестве средства информации цвет используется для ориентации работников в производственной среде и рабочем оборудовании. Ориен­тация в производственной среде предполагает применение цвета для обозначения и маркировки коммуникаций и обеспечения безопасности работающих. Государственным стандартом установлены следующие значения цветов: красный — запрещение, непосредственная опасность, средства пожаротушения; желтый — предупреждение, возможная опас­ность; зеленый — предписание, обеспечивающее безопасность; си­ний — указание, информация.

Психофизиологическое восприятие людьми цветовой гаммы чрезвычайно разнообразно: оно зависит от возраста, пола, от настроения. Уче­ные уже давно пытались выявить, какие эмоции вызывают определен­ные цвета и их сочетания, и какое действие оказывают они на человека. Установлено, что красный цвет — возбуждающий, горячий, энергич­ный; оранжевый цвет — воспринимается тоже как раскаленный, горя­чий, он согревает, бодрит, стимулирует к активной деятельности. Желтый- - теплый, веселый, располагает к хорошему настроению. Зеленый- цвет покоя и свежести, успокаивающе действует на нервную систему; в сочетании с желтым приобретает мягкие тона и благотворно действует на настроение. Синий и голубой цвета напоминают о воздуш­ной дали, воде, холоде, они свежи, кажутся легкими. Под их воздействи­ем уменьшается физическое напряжение, они могут регулировать ритм дыхания, успокаивать пульс. Черный цвет — мрачный и тяжелый, резко снижает настроение. Серый — унылый, в производственной обстановке рекомендуется уходить от этого цвета. Белый — холодный, однообраз­ный, способен вызывать апатию.

Глаз человека различает в солнечном спектре более 120 градаций по цветовому тону, более 10 — по насыщенности каждого тона и более 25 ступеней по яркости, что в сумме дает свыше 25 тысяч различных цветов и оттенков. Глаз очень остро реагирует на цвета, причем меньше утомляется, если окружающая обстановка достаточно разнообразна и глаз охватывает гамму цветов. Однообразие и, наоборот, резкие кон­трасты цвета по насыщенности воздействуют на психику человека отри­цательно. На выбор цветового оформления влияют многие факторы. Прежде всего, он зависит от характера труда. На работах, требующих больших физических и нервных нагрузок, а также в цехах с высоким тем­пературным режимом для отделки интерьера лучше использовать светлые тона голубых, серо-голубых, зелено-голубых, серо-зеленых и других спо­койных и холодных цветов невысокой насыщенности. Работа, требующая только периодических умственных или физических нагрузок, легче вы­полняется в обстановке теплых цветов, повышающих активность орга­низма. В помещениях, где выполняются преимущественно монотонные работы, стены следует окрашивать в более яркие, бодрящие цвета. Выбор цветовой отделки интерьера зависит также от размеров и особенностей планировки производственного помещения.

Правильной ориентации рабочего при эксплуатации оборудования способствует правильная окраска его элементов в зависимости от роли в трудовом процессе. Целесообразно использовать не более трех цвета:

■ один для органов управления;

■ другой — для частей, создающих фон обрабатываемой детали;

■ последний — для остальных окрашенных поверхностей.

Цвета окраски основного оборудования должны быть физиологически оптимальными, способствующими снижению зрительного и общею утомления и повышающими функциональные характеристики зрении Корпуса оборудования рекомендуется окрашивать в светлые неяркие мши (салатный, светло-зеленый, зелено-голубой), органы управления для мри влечения к ним внимания — в более броские (желтый, приглушенным оранжевый). Поверхности основной и несущей части оборудования можно окрашивать в более темные цвета. В оборудовании малых разме­ров многоцветковая окраска не рекомендуется. Опасные в отношении травматизма элементы оборудования должны окрашиваться в соответ­ствии с вышеуказанным Госстандартом.

Для создания санитарно-гигиенических условий труда все элементы производственной среды должны систематически подвергаться исследования и приводиться в соответствие с нормативами. Основные руководящие документы, регламентирующие эти условия на предприятиях:

ü Различные ГОСТы;

ü СанПиН- санитарные правила и нормы;

ü СП- санитарные правила;

ü СНиП- строительные нормы и правила;

ü ПДУ- предельно допустимые уровни;

ü ПДК- предельно допустимые концентрации;

ü ГН- гигиенические нормативы;

ü МУК- методические указания по контролю;

ü ОБУВ- ориентировочные безопасные уровни воздействия веществ в воздухе рабочей зоны и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: