Обращение Правительства Дальневосточной Республики к населению 2 страница

В Государственные ипотечные долги.................. 50—75

Г. Займы городских управлений..................... 100

Д. Проценты с этого долга за 7 Va лет................. 247

Итого капитала и процентов.................1 347

Е. Германские капиталы, размещенные в России в виде акций* 318 Ж. Германские капиталы и имущество в других видах (50°/0 категории Е)................................. 160

Итого государственных и частных долгов........1825

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К БАЛАНСУ Л£ /

ПассивРоссии

по довоенной ее задолженности за границей

(без Германии)

А. Государственный долг (включая железнодорожные

займы выкупленных казной железнодорожных линий) 4 200 млн. руб.

Этот долг распределяется следующим образом:

Сумма в иностр. Сумма i довоен. валюте руб.

Франция, Италия, Швейцария и Бельгия 9 250 млн. фр, 3 500 млн. руб.

В том числе Франция.......... 8016» > 3 006 > >

Англия..................... 26 млн. ф. ст. 250 > >

Голландия................... 600 млн. гульд. 450 > >

Итого....................4200 млн. руб.

Б. Гарантированные железнодорожные займы........ 975 млн. руб.

Гарантированные государством облигации и акции бывщих железнодорожных компаний распределяются следующим образом:

Сумма в иностр. Сумма в довоен. валюте руб.

Франция.................... 1 600 млн. фр. 600 млн, руб.

Англия..................... 26,5 млн. ф. ст. 250 > >

Голландия................... 160 млн. гульд, 125 > >

Итого..................... 975 млн. руб.

* По другим подсчетам —441,59 млн. руб. Итог несколько превышает 2 млрд. руб.—Прим. док.


В. Закладные листы государственных земельных банков.. 180 млн. руб..Закладные листы и свидетельства государственных земельных банков были размещены почти исключительно во Франции и Германии. В Германии, для которой ведется специальный счет, их было, по-видимому, несколько более чем на 50 млн. руб., во Франции, по последним подсчетам, — на 180 млн. руб.

Г. Займы городских управлений.................340 млн. руб.

Эти займы распределяются следующим образом:

Франция.....................480 млн. фр. 180 млн. руб.

Англия...................... 15 млн. ф, ст. 140 > >

Голландия.................... 25 млн. гульд. 20» >

Итого.......................... 340 млн. руб.

Итого по литерам А — Г..............5 695 > >

Д. Просроченные проценты и погашение по государственному довоенному долгу (за 4 года — с 1 декабря 1917 г. по 1 декабря 1921 г.)......................727,5 млн. руб.

Эта сумма распределяется следующим образом:

Облигации в Просроч. проценты, и

местн. валюте погашение

в местн. в допоен,

валюте руб-

Франция, Италия, Швейцария и Бельгия. -,. 9 250 млн. фр. 1520 млн. фр. 600 млн. руб.

Англия........... 26 млн. ф. ст. 4,5 млн. ф. ст. 42,5 > >

Голландия......... 600 млн. гульд. НО млн. гульд. 85 > >

Итого..........................727,5 млн. руб.

Е. Просроченные проценты и погашение по облигациям бывших частных железнодорожных компаний, государственных земельных банков и городов............293 млн. руб.

Эта сумма распределяется следующим образом:

Просроч. проценты, а погашение

Облигации в в местн. в довоен.

местн, валюте валюте руб.

Франция..........2 560 млн. фр. 496 млн. фр. 186 млн. руб.

Англия........... 41,5 млн. ф. ст, 8,3 млн. ф. ст. 78 > •»

Голландия.........185 млн. гульд. 37 млн. гульд, 29 >»

Итого...........................293 млн. руб.

Ж. Сумма акционерного капитала и облигаций финансовых,

торговых и промышленных предприятий.........1 955 млн. руб.

На 1 января 1917 г. эта сумма распределяется так*:

Число пред- Млн. руб. приятии

Франция............................. 159 648,2

Англия.............................. 139 501,6

Пгльгия............................. 99 314,7

* Имеется в виду участие отдельных стран (без полного их перечисления) в российских финансовых, торговых и промышленных предприятиях.


Голландия............................ 20 36,5

Швейцария........................... 14 31,7

Дания.............................. 8 14,5

Швеция............................. 14 16,6

Норвегия............................ 3 2,3

Финляндия........................... 1 2

Италия.............................. 4 2,1

Соединенные Штаты..................... 10 117,7

Итого........................ 471 1687,9

(Кроме того, германских капиталов было в 120 предприятиях на сумму 318,2 млн. руб., а австрийских в 12 предприятиях — на сумму 6,6 млн. руб)

Всего капитала (включая германские и австрийские), по подсчетам П. Оля, было вложено на сумму 2 012,8 млн. руб. в 603 предприятиях.

Последние произведенные тем же автором детальные подсчеты доводят эту цифру до 2 242,97 млн. руб.

3. Сумма претензий по капиталам и имушествам в неакционерной форме....................... 980 млн. руб.

Эта сумма за отсутствием данных установлена в размере 50°/0 капиталов, размещенных в акциях, но процент, конечно, слишком завышен.

Итого государственных и частных долгов и капиталов 9 650 млн. руб.*

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К БАЛАНСУ № 2 Пассив России по военным займам союзников

Млн. руб.

А. Сумма военных займов........................7 223,5

В местн, В р\>б. (по

валюте паритету)

Англия....................... 538,65 млн. ф, ст. 5 100

Франция,..................... 3 573 млн, фр, 1 340

Соединенные Штаты.............. 240,7 млн, долл. 466,75

Япония....................... 240,88 млн. иен 233,7

Италия....................... 221 млн. лир 82,87

Итого................ 7 223,32

Б. Просроченные проценты и погашения

по внешним военным займам (за 4 года) 1622,5

Англия....................... 127,17 млн. ф. ст. 1 224

Франция...................... 614,6 млн. фр, 230

Соединенные Штаты.............. 48 млн. долл. 93

Япония....................... 67 млн. иен 55

Италия....................... 53 млн. лир 20

Итого................ 1 622,5 **

Общий итог........... 8 846

Примечание. Проценты исчислены из 6% годовых, если не указаны особо в Тексте финансовых соглашений.

* См. выше- примечание к балансу № 1 — пассив — Прим. док. ** Итог по данным таблицы составляет 1622 млн. руб.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 К БАЛАНСУ M 2

Актив России

в результате окончания

империалистической войны

А. Участие России в Версальских репарациях 36 млрд. зол. марок или 16,1 млрд. зол. руб.

Обоснование: ст. 116 Версальского мирного договора.

Из суммы в 132 млрд. зол. марок 80 млрд. приходится на пенсии и пособия и 52 млрд. на прочие претензии,

Сумма 80 млрд. распределяется пропорционально потерям в людях, понесенным каждым государством.

Убитых и умерших от ран и болезнен, пропавших без вести, раненых по всем странам антигерманской коалиции насчитывается!7 млн., из коих па Россию приходится 7,5 млн., что дает ей право на сумму в 35 млрд. зол марок.

Россия сверх того могла бы предъявить претензию за имущественный ущерб в зоне военных действий *, но театры военных действий лежат почти исключительно в областях, отошедших к Польше, Латвии, Литве Поэтому за Россией остается право регресса на основании ст. 116 и 232 Версальского договора к тем государствам, заключение мирных договоров с которыми происходило в крайне неблагоприятной международной обстановке ** Таким образом, в общей сумме репараций, зафиксированной Лондонским соглашением 1921 г., размер доли России определяется в 35 млрд. зол марок плюс некоторая подлежащая выяснению сумма.

Б Расходы по Военному и Морскому ведомствам по прямому финансированию войны 1914 — 1917 гг.***.........19 400 млн. руб.

(Эта цифра есть сумма израсходованных кредитов Военным, Мор-гким и другими ведомствами, но она не включает колоссальных цифр стоимости материальных ценностей, уничтоженных в процессе войны)

Эти расходы распределяются следующим образом:

В золоте

1914 г.............1 656,9 млн. руб. 1 600 млн. руб.

1915 г.............8 620,5 > > 6900 > >

1916 г.............14 572,8» > 5 800 > >

1917 г.............25 560,7 > > 5 100 > >

Итого... 19 400**** > >

Весь актив по балансу № 2...........35 500 млн. руб.

Сделаем несколько замечаний относительно отдельных статей актива н пассива обоих балансов.

* Имеется в виду зона военных действий с Германией и Австро-Венгрией.

** Соглашения с Эстонией, Латвией, [Литвой] н Польшей, а также Рапалльский договор с Германией не имелись в виду при составлении этого труда. — Прим. док..

*** Итоги заключают в себе расходы на войну не только по ведомствам Военному и Морскому, но и по некоторым другим (Внутренних лсл — на обеспечение семей, Путей сообщения — на усиление движения транспорта в связи с войной и др.).— Прим. док.

**** Расходы 1914 г можно считать близкими к расходам в золоте. Рас-\олм 1915 г. приняты со скидкой в 20% на обесценение валюты, расходы 1916 г. —со скидкой 40%, 1917 г.— со скидкой 80%. — Прим. док,.


Баланс Ml. Пассив

Государственный довоенный (без Германии) долг, включая железнодорожные, государственные ипотечные и, наконец, займы городских управлений, составляет около 5,7 млрд. руб. (по паритету), а вместе с просроченными платежами процентов за 4 года — даже несколько более 6,7 млрд. руб.

Этот долг может быть документально установлен, суммы процентов и погашения могут быть исчислены с достаточной точностью. Необходимо, впрочем, подчеркнуть, что результаты исследований, произведенных в отношении русских ценностей во Франции, в Англии и других странах, должны быть использованы лишь после исключения из них нового притока ценностей (от русской эмиграции), а также от некоторых интернациональных перемещений [ценных бумаг] (в особенности в нейтральные страны, например, из Германии в Голландию). Таким образом, после внимательного анализа на основании документов, не оставляющих никакого сомнения в принадлежности русских довоенных займов французским, британским и другим гражданам, суммы разного рода долгов могут быть определены с довольно значительной точностью.

Гораздо труднее исчислить ушерб, причиненный имущественным интересам иностранных подданных национализацией промышленности и торговли [в России!. Будет ли расположена или нет Советская Россия согласиться в той или иной форме на возмещение иностранным гражданам убытков, явившихся результатом внутреннего законодательства, требования этого рода не могут ни в коем случае быть приравнены к довоенному государственному долгу, о котором говорилось выше. Мы знаем, что иностранным правительствам предъявлено значительное количество претензий к России со стороны различных субъектов гражданского права (акционерные и иные общества и частные владельцы). Известно, что такого рода учет особенно энергично проводился в последние годы и месяцы союзами защиты держателей русских ценностей за границей: например, так называемая Комиссия Нулаяса в Париже зарегистрировала 1600 000 претензий к России, Лондонская комиссия насчитала 60 000 претензий и т. д. Но очевидно, что к такого рода подсчетам нужно относиться крайне осторожно.

Серьезная попытка учета иностранных капиталов в России произведена в последнее время П. Олем («Иностранные капиталы в России», Петроград, 1922, Труды Института экономических исследований Комиссариата Финансов, № 3). Эти капиталы, за вычетом германских и австрийских капиталов, определяются в сумме около 1,8 млрд. руб., из которых на долю Франции и Англии приходится 55%. а на долю всех стран Антанты — 75%. Возникает, конечно, вопрос, можно ли по размеру акционерных и облигационных капиталов судить о стоимости имущества, перешедшего к Советскому правительству в силу акта национализации. Общего ответа на этот вопрос дать нельзя: в одних предприятиях размер акционерного и облигационного капитала превышал стоимость имущества предприятий, в других — не достигал ее. Но другого критерия у нас пока нет, как нет его и у наших кредиторов. В отношении индивидуальных претензий Советское правительство категорически потребует проверки документов, торговых книг и т. д. Это легко для акционерных предприятий, которые были обязаны представлять публичную отчетность, и много труднее для иных предприятий. Что оказалось бы предпочтительнее—расчет по отдельным претензиям или компромисс в форме отступной паушальной суммы, — заранее определить нельзя, как нельзя сказать и того, целесообразнее ли консолидация всех прежних довоенных государственных займов в форму единого нового займа или сохранение существующей довольно сложной системы старых займов. Совершенно, однако же, очевидно, что без предоставления новых кредитов, без серьезных, могущих заинтересовать Советское правительство предложений никакой принцип возмещения частных претензий Советским правительством не можег быть признан,


Мы, естественно, не можем предвидеть, как будет поставлен и разрешен на Генуэзской конференции вопрос о частных претензиях. Несомненно одно, а именно, что реституция имуществ находится в полном противоречии с принципами международного права. Что касается компенсаций того или иного рода, то здесь многое будет зависеть от готовности наших будущих партнеров признать принцип взаимности при возмещении ущерба, причиненного России.

Претензии частных иностранных лиц, физических или юридических, не могут превысить 3 млрд. руб., собственно даже 2,7 млрд. руб., если сумму капиталов в неакционерной форме принять в половину капиталов в акционерной форме, что, впрочем, крайне преувеличено. Правда, з эту сумму не входят возможные претензии из-за социализации земельных участков, принадлежавших иностранным гражданам и юридическим лицам, муниципализации городских недвижимых имуществ (домов и земельных участков) и т. д. Стоимость их не поддается определению, но не может быть велика, так как сколько-нибудь обширные иностранные земельные владения в России принадлежали немцам, а земля, принадлежавшая иностранным предприятиям, как правило, была частью фабрично-заводского имущества; недвижимое имущество, принадлежавшее страховым обществам, показано на балансе этих обществ.

Баланс M 1. Актив

Этот актив детально изучен в главе убытков Комиссариата Финансов *.

В общем же, согласно балансу № 1, активу стран Антанты, состоящему как из условно признанных государственных долговых обязательств, так и из непризнанных частных претензий в сумме 9650 млн. руб., противостоит встречная цифра контрпретензий актива в сумме 39 044,97 млн. руб., в том числе претензий по 1 категории на 12 213,16 млн. руб.

Баланс M 2, Пассив

В пассиве баланса № 2 стоит наша задолженность по военным займам союзников России в течение 1914—1917 гг. в обшей сумме 8846 млн. руб., включая проценты за 4 года. Возникает прежде всего вопрос, являются ли эти ссуды кредитными операциями обычного типа, т. е. договорами о займах. Несомненно, военные займы имеют свои специфические черты: на основании финансовых соглашений России с Англией и Францией военные заказы для снабжения русской армии в упомянутых странах, в Соединенных Штатах, в Канаде, Японии и т. д. оплачивались из открытых России кредитов. Следовательно, Россия по этим операциям не получила никаких или почти никаких денежных средств, многие из них сводились к простым бухгалтерским операциям. Лишь незначительные суммы предоставлялись Российскому правительству в его распоряжение, например, вскоре после финансового соглашения от 13 сентября 1915 г. английское казначейство согласилось предоставлять ежемесячно по 2 млн. ф ст. для закупок сырья, продовольствия и коммерческих товаров и для благотворительных целей. До 1 апреля 1917 г. предоставлялось в полное распоряжение Российского правительства по 4 млн. ф. ст. в месяц, из них 2,5 млн. ф. ст. на указанные выше закупки и платежи и 1,5 млн. ф. ст. для поддержания курса рубля.

Труднее дело обстояло с Францией, которая открывала России кредиты ежемесячно по 125 млн. франков, но исключительно на платежи по займам и заказам, размещенным в самой же Франции, и только с апреля 1917 г. по 5 млн. франков предоставлялось ежемесячно на нужды частной промышленности и торговли в наше полное распоряжение (не считая предоставленного еше в 1915 г. Государственному банку беспроцентного кредита в 500 млн. франков для погашения обязательств наших банков и частных фирм, заключенных до войны).

* См, стр. 309.


Таким образом, нельзя не признать, что если с формальной стороны военные ссуды союзников России и косят обычный характер кредитов на оплату прежде всего военных заказов, то, несомненно, что им присущ также и характер субсидий более слабому в финансовом, по крайней мере, отношении союзнику. Количественно размеры ссуд установить сравнительно не трудно ни нам, ни нашим кредиторам. Но отделить открытые кредиты от заказов, фактически оплаченных и тем не менее недоставленных в Россию, — довольно трудно. Советское правительство, конечно, категорически будет настаивать на ревизии расходов, произведенных после 7 ноября 1917 г, не уполномоченными Советской властью представителями Временного правительства.

Баланс №2. Актив

Сумме военных займов (8846 млн. руб. по паритету) противостоят:

а) участие (точнее, отказ от участия) России в Версальских репарациях;

б) ничем не возмещенные расходы России на империалистическую войну 1914—1917 гг., принесшую ей громадный материальный ущерб.

Участие России в Версальских репарациях определяется в 16,1 млрд. зол. руб. (35 млрд. зол. марок). Обоснование этой суммы дано в Приложении 2 к балансу № 2 (стр. 305).

Там дано также распределение расходов России в золотых рублях за различные годы войны 1914—1917 гг. (там же).

Прежде всего возникает вопрос, должны ли военные расходы России в течение империалистической войны быть отнесены в ее актив. Казалось бы, что с таким же правом Англия, Франция, Италия и прочие страны противогерманской коалиции могли бы усматривать в своих многомиллиардных военных расходах актив в свою пользу против России. Но здесь нужно исходить из следующих соображений. Страны Антанты системой послевоенных мирных договоров (в Версале, Сен-Жермене, Трианоне, Нейи и Севре) получили свою долю возмещения в виде колоний, территориальных приращений, угольных поставок, судов торгового флота, денежных ценностей и т. п. Только Россия, один из главнейших факторов поражения Германии, ничего при общем дележе не получила. Поэтому она вправе претендовать на возврат издержек на империалистическую войну как минимум. Ее расходы в золоте более чем вдвое превышают сумму открытых ей союзниками военных кредитов. Но союзники, сверх того, получают возмещение как за уже произведенные, так и за будущие, на десятки лет растянутые капиталнзованные платежи пенсий, субсидий, пособий, содержание инвалидов и других жертв войны. Россия, понесшая в людях количественно наибольший ущерб, вправе рассчитывать на возмещение подобных расходов. Простой, казалось бы, мог быть ответ: «Возмещайте свои убытки непосредственно за счет Германии, так как это право особо оговорено за Россией в ст. 116 Версальского договора», — на деле ответ совершенно неприемлемый. Советская Россия не может «взыскивать» с Германии, прежде всего, по соображениям моральным и политическим *. Затем сумма в 132 млрд. зол. марок, признанная в мае 1921 г. пределом платежной силы Германии, уже распределена между союзниками, и трудно ожидать, чтобы они несколько сократили свои требования и «потеснились» для Советской России

Отсюда вытекает, что военные займы в общей сумме в 8—9 млрд. руб. целиком погашены отказом России от выгод, вытекающих из Версальского договора (за счет этого отказа союзники получают на деле суммы, причитающиеся на долю России) и отсутствием какой бы то ни было компенсации всех расходов, произведенных Россией на империалистическую

* Что, впрочем, было формально признано в Рапалльском договоре,— Прим, док.

30S


войну — общее дело союзников. Никто не может сомневаться в том, что Россия была одним из главнейших факторов поражения германской коалиции. Таковы вкратце соображения по балансам № ] и № 2.

КОМИССАРИАТ ФИНАНСОВ

Главный ущерб, который причинен государственному достоянию России по Народному Комиссариату Финансов, заключается в колоссальном уменьшении национального золотого фонда. Здесь прежде всего необходимо отметить захват Колчаком золотого фонда Государственного банка, находившегося на хранении в Казани. Довольно значительная часть этого фонда была возвращена Красной Армией в Сибири, ко(да Колчак, перед очевидной своей гибелью, решил отправить золото из Омска во Владивосток Для того, чтобы судить о национальных ценностях, захваченных Колчаком и частично растраченных им на оплату заграничных заказоз, следует обратиться к балансу омского отделения Государственного банка в момент эвакуации Колчака:

золото, принадлежащее Банку.....651532 194 руб. 86 кои.

переходящие ценности..........111330374» 53»

процентные бумаги............ 4 310 702» 25 >

переходящие ценности Центрального

управления................ 8131 891 > 82 >

Итого............775 305 163 руб. 46 коп.

Точное количество золота, которое правительство Колчака перевело за границу на счета своих финансовых агентов в уплату частным фирмам, нам в настоящее время неизвестно. Мы знаем, однако, что в последний период своего существования омское правительство прибегло к реализации части имевшегося в его распоряжении золотого запаса и к займам под это золото на условиях крайне тяжелых и разорительных. Так, например, в обеспечение заключенного (в октябре 1919 г.) в Иокогамском банке займа на сумму 50 млн. иен было отправлено золота на сумму.Ю 535 434 иены. По договору Самена в Лондоне с банкирами бр. Беринг и Угетом в Америке с англо-американским синдикатом «Кпддср-Пибоди» было депонировано золота в Шанхае и Гонконг-Шанхайском банке на имя бр. Беринг на 3 150 000 зол. долларов и на имя Пибоди — на 23 625 000, что составляет около 8 млн. ф. ст. Но отправлено было золота в Гонконг на 8 021 171 ф. ст., т. е. на 617 449 ф. ст. больше условленной суммы, каковой излишек, как и весь кредит, находился в распоряжении Самена в Лондоне. Продано было в сентябре 1919 г. через Индо-Китайский банк 12 000 кг чистого золота по 4280 франков за килограмм на сумму 51 300 000 франков, из коих в распоряжение финансового агента Рафаловича в Париже поступила разница между этой суммой и 35 680 000 франков. Депониро-нано золота на 1 млн. американских долларов в уплату заказа Угета в Сан-Франциско (268 000 винтовок) и депонировано в обеспечение контракта Угета с фирмой Ремингтон (112945 винтовок) золота на сумму 2 547 558 американских долларов и в апреле 1920 г. на 500 902 американских доллара. Эти суммы числились за финансовым агентом Угетом.

Всего, по данным Кредитной канцелярии в г. Владивостоке, на 8 июля 1920 г. на счетах финансовых агентов Колчака в разных городах числилось свыше 60 млн. зол. руб., а именно;

У Миллера в Токио.............иен 6 660 273

долл. 170 000

фр. 424 000

ф. ст. 25 000

мекс. долл. 450000 шанх. таэлей 695 797


У Семена в Лондоне............ф. ст. 606 644

> в Париже.............фр. 21 279 482

У Угета в Нью-Йорке............амер. долл. 22 500 000

У Крживицкого в Шанхае.........мекс. долл. 30 000

Кроме того, в распоряжении Кредитной канцелярии находилось:

В Индо-Китайском банке..........фр. 15 680 000

В Русско-Азиатском банке в Шанхае..амер. долл. 1 170

ф. ст. 3 570

шанх. дайян 246 226

В банке Ландманс..............дат, крон 9 000 000

В Иокогама Спеши банке и Чосен банке иен 818 657

У генерала Подтягина, бывшего военного атташе омского правительства в Японии...................иен 6 255 000

С 8 июля 1920 г., согласно книгам Кредитной канцелярии, не было сделано никакой записи на вышеозначенные счета.

В последние дни существования омского правительства по распоряжению министерства финансов все суммы были переведены на личные счета финансовых агентов. Возврат этого золота со счетов частных лиц, не представляющих никакого правительства, явится лишь запоздалым актом справедливости.

Даже за вычетом указанных выше 60 млн. зол. руб. [и золота], отобранного Красной Армией, остаются невозвращенными не менее 215 млн. зол. руб.

Выяснение совершенно точной цифры представляет в настоящее время затруднения.

Следующей статьей нашего золотого актива является золото, вышедшее из российского золотого фонда в течение империалистической войны временно, по особым соглашениям. С исчезновением мотивов, вызвавших отправки золота, вывезенное золото подлежит возврату. Сюда прежде всего относится сумма в 60 млн. ф. ст., или 567,4 млн. руб., вывезенных по финансовым соглашениям 1915 и 1916 гг. Из этой суммы 40 млн. ф. ст. (378,9 млн. руб.) представляют собой вклад Государственного банка золотом, взятым из запаса Банка, и потому должны быть возвращены России золотом же, а не банкнотами или облигациями. Сумма эта записана в Английском банке на особом счете № 2 и по существу ничем не отличается от золота, отправленного по финансовому соглашению от 27 октября 1916 г. Это становится ясным при сравнении обоих соглашений:

«Отправленное таким образом (Российским правительством) золото будет использовано им для приобретения английских беспроцентных казначейских бон, обмениваемых на золото и ныдаваемых на 3, З'/г, 4, 4'/а и

5 лет в равных количествах; они будут сохранены императорским правительством до истечения срока оплаты». В соглашении от 27 октября 1916 г. п. 3, ст. 7 говорится: «Английские казначейские боны, которые должны быть выданы в обмен на вышеупомянутое золото (т. е. 20 млн. ф. ст.), выдаются на тех же условиях, какие установлены в статье 2 сентябрьского соглашения, за исключением того, что они выдаются под те же проценты, что и предусмотренные в статье 6 краткосрочные обязательства российского Казначейства». В целом о золоте, отправленном в Англию или по требованиям Англии, по соглашениям от

6 октября 1914 г. (8 млн. ф. ст.), от 30 сентября 1915 г. (40 млн. ф. ст.) и от 27 октября 1916 г. (20 млн. ф. ст.), можно утверждать следующее: первая отправка (8 млн. ф. ст.), сумма от реализации которой поступила в наше распоряжение на оплату наших заказов, должна быть представлена как статья нашего актива при сведении баланса, связанного с империалистической войной. Напротив, 60 млн. ф. ст. (567, 4 млн. руб.), в об-


мен на которые Российское правительство получило краткосрочные золотые обязательства [Англии], подлежат безусловно возврату в золоте, независимо от каких бы то ни было встречных требований.

Золото, переданное нами Германии по Берлинскому финансовому соглашению (добавочному к Брест-Литовскому договору) * и перешедшее затем к Франции на основании договора о перемирии от 11 ноября 1918 г. в сумме 120,4 млн. руб., подлежит, конечно, возврату России.

Брестский договор был аннулирован Версальским договором**, и Франция в виде русского золота получила имущество, которое ей не принадлежало Не подлежит сомнению, что это золото должно быть возвращено России помимо каких бы то ни было соображений относительно военных или довоенных займов. Резервированное за Россией ст. 116 Версальского договора право получить с Германии возмещение на тех же основаниях, что и для прочих союзников антигерманской коалиции, было бы, конечно, в первую очередь использовано для возврата этого золота. Если это золото находится в настоящее время в руках Франции, само собой разумеется, что это не изменяет права России получить обратно это золото, выданное ею по насильственному Брест-Литовскому договору, заключенному под непосредственной угрозой военной оккупации.

Следующим бесспорным требованием России является возвращение сумм, находившихся на счетах в иностранных банках; их должно было остаться там около 150 млн. руб.; но, вероятно, здесь происходили неизвестные нам списания всякого рода.

Общий итог этих сумм по последним данным отдела международных расчетов Народного Комиссариата Финансов составлял 2483,6 млн. руб., по за вычетом ряда пассивных статей, из коих крупнейшей является 200 млн. ф. ст. со счета Английского банка, открытого для расширения эмиссионного права Российского Государственного банка, остается 148,9 млн. руб.

Особой статьей нашего актива является золою, отправленное Временным правительством в 1917 г. в Швецию; но расчеты по этой неиспользованной сумме должны вестись отдельно.

Итого золото, подлежащее возврату России, составляет сумму в 967,8 млн. руб., т. е. сумму, значительно превышающую половину нашего довоенного золотого фонда. Эта сумма достаточна для того, чтобы на этой металлической базе, при сильно сокращенной товарной массе, восстановить денежную систему страны. Содействовать же восстановлению этой системы должны прежде всего те, кто интервенцией, блокадой и гражданской войной заставил Россию израсходовать свои материальные богатства беспримерной в истории эмиссией бумажных денег.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: