Декларация Российско-Украинско-Грузинской делегации на первом заседании Комиссии по проливам Лозаннской конференции

4 декабря 1922 г.

Основной целью Российского и союзных с ннм прави-К'льств как в вопросе о Ближнем Востоке, так и во всей внешней политике является содействие установлению и упрочению всеобщего мира. Поэтому Российское и союзные с ним


правительства приветствуют созыв конференции, имеющей целью установление мира на Ближнем Востоке.

Российское правительство, потребовав участия своих представителей во всех работах Лозаннской конференции *, руководствовалось убеждением, что это участие является необходимым условием прочности решений конференции. Принимая, однако, во внимание, что требование Российского правительства, к сожалению, не было удовлетворено **, Российско-Украинско-Грузинская делегация будет стремиться при разрешении вопросов, в обсуждении которых она примет участие, осуществить следующие два основных принципа: 1) равноправие России и ее союзников с другими державами; 2) ограждение мира и безопасности территорий России и союзных с ней Республик, а также свободы их экономических сношений с другими странами.

Оставляя за собой право представить в дальнейшем на обсуждение конференции в ходе ее дальнейших работ подробные проекты разрешения вопроса о проливах и связанных с ним проблем, Российско-Украинско-Грузинская делегация считает необходимым в настоящий момент остановиться лишь на основных принципах своей программы.

Постоянная свобода торгового судоходства и мирных морских сообщений в Босфоре, Мраморном море и Дарданеллах должна быть обеспечена безусловно и без каких-либо ограничений. Сохранение мира па Черном море и безопасность его побережья, равно как сохранение мира па Ближнем Востоке и безопасность Константинополя, должны быть ограждены прочными гарантиями; иными словами, Дарданеллы и Босфор как в мирное, так и в военное время должны быть всегда закрыты для военных и вооруженных судов, а также военной авиации всех стран, кроме Турции.

Принцип свободы мирного судоходства в проливах и принцип их закрытия для военных судов взаимно дополняют друг друга, так как только безусловное закрытие проливов для всех военных или вооруженных судов и военной авиации других государств может действительно гарантировать свободу мирного судоходства в этих водах.

Основываясь на том, что Дарданеллы и Босфор принадлежат Турции, и уважая суверенитет каждого народа, Российское и союзные с ним правительства настаивают на восстановлении и сохранении в полном их объеме прав турецкого народа на принадлежащие ему территорию и водные пространства. Российское и союзные с ним правительства также настаивают на том, что Турецкое правительство будет в состоянии успешно защищать проливы и Мраморное море от

* См. док. № 10. ** См. док. № 15.


iu паления лишь в том случае, если за Турцией будет определенно признано право укреплять и вооружать свои берега, располагать военным флотом и применять для защиты проливов и Мраморного моря все средства современной военной •н-чпики. К тому же предлагаемая нами система была в прошлом всегда признаваема представленными здесь государствами как наиболее действенная для примирения противоречивых политических интересов. Закрытие проливов для военных судов находится также в соответствии с принципом равенства иссх государств, между тем как открытие их для военных судов создало бы преимущественное положение для наиболее сильной морской державы.

Именно потому, что Российской и союзным с ней Республикам совершенно чужды всякие агрессивные, милитаристские пли военные намерения, всякие покушения на свободу других пародов, правительства этих Республик, ставящие себе неизменной целью охрану интересов трудящихся масс и содействие мировому экономическому развитию, выдвигают вышеизложенные принципы как единственно возможное решение вопроса о проливах.

Советская Россия, аннулируя без всякой компенсации все соглашения, касающиеся передачи Константинополя России*, давая тем самым возможность Турции победоносно защищать свое существование, и освобождая все государства бассейна Средиземного моря от издавна нависшей над ними угрозы вековых вожделений царизма, никоим образом не имела в виду допустить в вопросе о проливах решение, непосредственно направленное против ее собственной безопасности.

Правительства России и союзных с ней государств снова должны подчеркнуть то исключительно важное значение, которое имеют проливы для экономической жизни Советской Федерации. Достаточно указать, что свыше 70% всего русского экспорта зерновых, согласно статистике 1910 г., шло через порты Черного н Азовского морей. Точно так же, с точки зрения обороны, предлагаемое нами решение представляет единственно возможную гарантию самых элементарных жизненных интересов России и ее союзников. Достаточно указать, в каком положении находились Советские Республики в течение последних лет вследствие режима, установленного для южного побережья Мудросским перемирием 10, когда военные флоты держав могли беспрепятственно входить в Черное море. Достаточно припомнить оккупацию союзниками Одессы, Николаева, Херсона, Севастополя, Батума и других приморских городов на Черном море. Только благодаря свободному проходу через проливы союзнических морских сил державы

* См. т. Т, док. N° 2, 18.


Антанты получили возможность создать в наших южных областях армии Деникина и Врангеля и поддерживать их борьбу против правительств России и союзных с ней Республик. Еще в 1921 г. морские силы союзников оперировали у берегов Грузии, ведя борьбу против грузинского народа, который взял в свои руки власть в своей стране.

Дело идет не только об интересах России и ее союзников, здесь затронуты также и интересы Турции. Мы констатируем, что ст. 4 турецкого Национального пакта* почти в тех же выражениях, что и мы, заявляет:

«Безопасность Константинополя, столицы Империи и резиденции Халифата и Оттоманского правительства, так же как и безопасность Мраморного моря, должны быть ограждены от всяких посягательств. Как только этот принцип будет установлен и признан, нижеподписавшиеся готовы подписаться под всяким решением, которое будет выработано по взаимному соглашению между Оттоманским правительством, с одной стороны, и заинтересованными державами — с другой, в целях обеспечить открытие проливов для мировой торговли и международных сношений».

Безопасность Константинополя, т. е. закрытие проливов для военных судов, свобода торгового мореплавания и мирного транзита через них — все это совершенно соответствует нашей программе. Российская делегация убеждена, что положение, фактически существующее теперь в проливах, должно в кратчайший срок уступить место прочному и справедливому режиму, предлагаемому Россией и Турцией. Если позволительно предположить, что некоторые правительства, морские или сухопутные силы которых находятся в настоящее время у входа в Черное море, питают надежды, не основанные на реальности, то мы заметим, что бывают позиции, на которых невозможно удержаться. Всякое решение, подсказанное наличием военных сил некоторых держав в проливах и направленное к тому, чтобы создать преобладающее положение для той или другой державы или группы держав, встретило бы решительное противодействие не только со стороны России и ее союзников, ио и со стороны общественного мнения всех стран, которые хотели бы устранить на Ближнем Востоке причины конфликтов, являющиеся постоянной угрозой миру.

Печат. по док. Лозаннской конференции: «Conférence de Lausanne..., Commission pour l'étude du régime des détroits. Procès verbal M l». le 4 décembre 1922. Опубл. в газ. «Известия» Л* 283 (1722), 14 декабря 1922 г.

* См. т. III, прим. 67.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: