Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Уполномоченному Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР во Владивостоке Н. Д. Хавину

28 апреля 1923 г.

Мы готовы предоставить американскому консулу обычные консульские права и привилегии, но ему обязательно следует представить патент и получить экзекватуру, или же его правительство должно, подобно Англии, Италии, Норвегии и другим странам, заключить с нами особое соглашение об обмене консульствами. Иного порядка вещей, кроме установленного во всех странах, мы не можем допустить. В случае неисполнения консулом к сроку нашего требования будем считать его частным лицом, о чем и предупредите его. То же относится ко всем остальным консулам.

Сообщите подробнее о национализации. Изъятия для иностранцев из национализации ранее принадлежавших им домов мы не делаем.

Литвинов

Печат. по арх.

161. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Российско-Украинско-Грузинской делегации на Лозаннской конференции, Представителям РСФСР в Великобритании, Германии, Турции и Чехословакии

28 апреля 1923 г.

Опровергайте неверное заявление секретариата Лозаннской конференции о том, что мы якобы отказалисыподписать конвенцию о проливах. Вопрос о подписании нам не был поставлен, и мы его не касались. Мы говорили, что ие согласны с союзным проектом**, но о подписании не было 'речи.

Чичерин

Печат. по арх.

* См. т. V, стр. 653. ** См. док, № 89, 90.


162. Сообщение Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР по поводу предложения Правительства Японии о частичном возобновлении отношений между РСФСР и Японией

29 апреля 1923 г.

За последний месяц Советским правительством было двукратно (30 марта и 24 апреля) получено официальное предложение японского правительства о частичном, впредь до заключения русско-японского договора общего характера, возобновлении сношений между Японией и Россией.

Сущность японского предложения в общих чертах сводится к следующему: Япония считает желательным немедленно приступить к обмену коммерческими агентами, причем Япония посылает своих агентов во Владивосток, Никольск-Уссурийск, Читу, Благовещенск, Николаевск-на-Амуре, Петропавловск и Москву; Советское правительство посылает своих агентов в Иокогаму, Нагасаки, Цуругу, Хакодате и Гензан (Корея).

В каждый из перечисленных пунктов направляется по одному агенту с числом помощников, не превышающим трех человек. С согласия обоих правительств число помощников может быть увеличено по местным условиям. В круг деятельности коммерческих агентов входят: защита прав и интересов своих граждан, выдача паспортов, удостоверений личности и виз, легализация и заверка документов. Агенты пользуются всеми правами и преимуществами, предоставляемыми консулам третьих держав в соответствии с нормами международного права, а также законами страны. Они имеют право свободно сноситься со своим правительством и представителями его в третьих государствах, пользуясь для этого почтой, телеграфом, радио, шифром и кодами, а также отправлять и принимать курьеров с запечатанными и освобождаемыми от всякого осмотра пакетами весом 3 кг в неделю. Агенты должны воздержаться от всякой прямой и косвенной политической пропаганды в той стране, в которой они находятся. В случае нарушения этого условия каждое из договаривающихся государств имеет право потребовать от другого их отозвания. Каждое правительство имеет право отказать в разрешении на въезд в качестве агента лицу, персонально нежелательному.

Задержка в обсуждении Советским правительством изложенного предложения вызвана была тем обстоятельством, что находящийся иыне в Японии представитель Советского правительства63 не пользовался правом сноситься со своим правительством при помощи шифра. Ныне требование Советского правительства о предоставлении ему этого права


удовлетворено. В связи с этим представляется возможным, по получении от советского представителя отзыва о сделанном предложении, принять его к обсуждению.

Печат. по газ. ^Известия» M 94 (1831), 29 апреля 1923 г.

163. Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министру Иностранных Дел Японии Утида*

30 апреля 1923 г.

Правительство РСФСР неоднократно имело случай заявить Японскому Императорскому Правительству, что русские суда, незаконно уведенные бывшим адмиралом Старком4 из Владивостока, подлежат, как достояние русского народа, немедленному возвращению Российскому Советскому Правительству **.

При этом Российское Правительство предупреждало Японское Правительство, что всякое допущение им в своих территориальных водах пребывания, продажи или покупки русских судов будет рассматриваться Российским Правительством как действие, явно нарушающее интересы русского трудового народа.

Между тем в Гензане по-прежнему продолжают находиться под командованием бывшего капитана 2-го ранга Безуара из уведенной из Владивостока русской флотилии пять судов и два катера — транспорты «Монгугай», «Эльдорадо» и «Охотск», канонерская лодка «Манджур», посыльное судно «Защитник» и катера «Воевода» и «Ординарец».

Невозвращение перечисленных выше судов Российскому Правительству и допущение их пребывания в Гензане находятся в полном противоречии с многократными заявлениями Японского Правительства о всемерном его стремлении к сближению с Россией и к установлению с ней дружественных отношений.

Правительство РСФСР с сожалением констатирует настоящей нотой необходимость нового обращения к Японскому Императорскому Правительству по означенному вопросу с предложением возвратить находящиеся, по точным имеющимся у нас сведениям, в Гензане русские пять судов и два катера, до передачи же таковых Российскому Правительству принять немедленные меры к их охране и недопущению их расхищения.

* Передана через японского консула во Владивостоке.

* См. док. № 5, 65,


Японское Императорское Правительство удовлетворением настоящего законного требования Российского Правительства докажет действительность своих намерений прийти к скорейшему соглашению с Российским Правительством о возобновлении с ним нормальных дружеских отношений.

Заместитель Народного Комиссара

по Иностранным Делам

Л. Карахан

Печат. по арх. Опубл. в газ ^Известия» Л? S7 (1834), 4 мая 1923 г.

164. Письмо члена Российско-Украинско-Грузииской делегации иа Лозаннской конференции Генеральному секретарю конференции Масснгли

2 мая 1923 г.

Господин Генеральный секретарь,

В ответ иа Ваше письмо от 2 мая имею честь сообщить Вам, что, имея все основания полагать, что Ваше письмо от 12 апреля * выражает мнение приглашающих держав, я счел нужным сообщить свой ответ Правительству приглашающей державы, при котором я аккредитован. Впрочем, я упомянул об этом обстоятельстве в моем письме от 27 апреля **, и с того времени Вы имели возможность снестись с Итальянским Правительством, дабы ознакомиться с указанной нотой.

Отмечая это, я позволю себе предположить, что Вы не будете более настаивать на Вашей просьбе получить лично объяснения, которые я имел честь представить около 15 дней тому назад более высокой инстанции.

Что касается дела с дипломатическим курьером ***, которое ждет своего разрешения в течение недели, то я имею честь обратить Ваше внимание на то обстоятельство, что в случае неполучения в течение ближайшего времени ясного и точного по этому поводу ответа я буду вынужден сделать из этого необходимые выводы.

Примите, господии Генеральный секретарь, выражение моего высокого уважения.

Делегат России, Украины и Грузии

В, Боровский

Печат. по арх.

* См. стр. 245. ** См. док. № 159. ** См. док. № 158,


165. Нота члена Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР Поверенному в Делах Польши в РСФСР Кноллю

3 мая 1923 г. M 3B/1006

Милостивый государь господин Поверенный в Делах, Заключив в свое время Соглашение о репатриации*, мое Правительство руководилось желанием дать возможность польским беженцам, ß силу событий заброшенным в Россию, вернуться на родину и заняться там мирным трудом, не обусловленным, как здесь, случайностью. Мое Правительство лояльно выполняло взятые на себя обязательства в течение двух лет, результатом чего получилась громадная цифра — до 1000 000 репатриированных на родину польских граждан. Б этой своей деятельности мое Правительство, к крайнему своему удивлению, не встречало того содействия, которого, естественно, следовало ожидать в деле репатриации со стороны польских властей вообще, в частности со стороны призванного для этой цели органа — Репатриационной комиссии. В деле успешного и скорого проведения репатриации сплошь и рядом приходилось наталкиваться на препятствия со стороны польских органов. Достаточно, например, указать, что несколько тысяч репатриантов дожидаются польской визы с ноября месяца прошлого года.

В последнее время, однако, достигнуто такое положение, когда уже больше о массе репатриантов говорить не приходится, когда осталась сравнительно незначительная группа, непревышающая, по имеющимся сведениям, 15 000—20000 подлежащих репатриации. Вопрос, таким образом, вполне отчетливо перешел в свою ликвидационную фазу. Народный Комиссариат по Иностранным Делам уже с января текущего года находится в переписке с Польским Посольством по вопросу о мерах скорейшей и успешнейщей ликвидации репатриации беженцев. К концу марта вопрос о ликвидации репатриационной деятельности имел тенденцию принять благоприятный оборот, ибо в обмене нотами 22—29 марта обе стороны выразили общую точку зрения о необходимости скорейшего окончания оставшейся в области репатриации работы и принятия нужных для этого мер. По достигнутому соглашению между Вами, г. Поверенный в Делах, и мной для этой цели были созваны заседания Смешанной комиссии при участии представителей Народного Комиссариата по Иностранным Делам и Посольства, которые состоялись 6 и 16 апреля и которые, к величайшему сожалению, не привели ии к каким результатам. Расхождения коснулись самой существенной стороны вопроса, именно установления срока для регистрации и окончательного срока завершения всей репа-

* См. т. m, прим. 72,


триационнои деятельности. Польская сторона противопоставила проект, показавший, что оиа продолжает смотреть иа репатриацию как на явление длительное и затяжное. Особенностью предложения польской стороны является то, что она, устанавливая длительные сроки для новой регистрации, отмечала лишь, что не явившиеся на эту регистрацию теряют право на бесплатный проезд в Польшу, Этим самым польское предложение ие определяло способа ликвидации репатриации, что именно являлось целью совещаний.

Не будучи в состоянии, таким образом, достигнуть соглашения в Репатриационной комиссии путем дипломатической переписки, мое Правительство принуждено было констатировать отсутствие у польской стороны желания сотрудничать с моим Правительством на точной основе Репатриационного соглашения от 24 февраля 1921 г. Поэтому, считая себя морально обязанным выполнить до конца тот процесс репатриации, который имеется в виду в Репатриационном соглашении, мое Правительство признало необходимым, после того как оно использовало все пути к совместной в этом направлении работе, предпринять по своему почину ряд исполнительных действий, о которых оно в ближайшее время конкретно поставит Вас, г. Поверенный в Делах, в известность.

Вместе с тем мое Правительство надеется, что Вы, г. Поверенный в Делах, предложите Польской Репатриационной делегации занять в предстоящих работах позицию не пассивного выжидания, а активного сотрудничества. Этим способом действия, отвечающим интересам широких масс, оторванных в течение многих лет от своих близких и с нетерпением ожидающих возвращения на родину, Польское Правительство выполнило бы ту готовность к ликвидации репатриационного вопроса, о которой Народный Комиссариат по Иностранным Делам до сего времени был осведомлен лишь на словах, но не ощущал таковой на деле.

Примите, господин Поверенный в Делах, уверение в моем высоком уважении.

Ганецкий

Печат. по арх.

На эту ноту был получен ответ Кнолля ог 7 мая 1923 г. на имя Я. С. Ганецкого, в котором, в частности, говорилось:

«Заседание Смешанной репатриационной комиссии, имевшее место в Москве 6 апреля* в присутствии представителей Польского Посольства, Народного Комиссариата по Иностранным Делам и Украинского Представительства в Москве, определенно установило зависимость скорого окончания репатриации, к которой стремятся заинтересованные стороны, от целого ряда практических проблем, в отношении которых Польская делегация по делам репатриации заняла строго деловую позицию, продиктованную соображениями технических возможностей.

* В тексте ошибочно — 5 апреля,


Сообщенные в настоящее время Польскому Посольству нотой of 5 мая с. г.* распоряжения Народного Комиссариата Внутренних Дел противоречат равным образом как соблюдению международных договоров, так и многократным Вашим заявлениям о намерении Российского Правительства окончить репатриацию на основании подписанного соглашения, ввиду чего могу их объяснить лишь какими-то недоразумениями, результаты которых могут чувствительно отразиться на интересах беженских масс польских граждан, заброшенных событиями мировой войны на территории Советских Республик».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: