Корпоративный тренинг (как и его хорошо известные синонимы - бизнес-тренинг, внутрифирменное обучение) - понятие, возникшее в последние годы в практике организаций с зарубежным менеджментом крупных фирм и компаний.
Предназначение корпоративного тренинга (КТ) - подготовка и развитие умений и навыков персонала для эффективной работы в данной организации.
Типичная продолжительность КТ - от 1 до 5 дней.
Бизнес-тренинг и корпоративный тренинг
Характер тренинга | Цели | Состав участников |
Бизнес-тренинг для предпринимателей | Повысить эффективность предпринимательской деятельности | Предприниматели, представители малого бизнеса, руководители и сотрудники государственных и некоммерческих фирм, компаний, организаций |
Продолжение
Характер тренинга | Цели | Состав участников |
Корпоративный тренинг | Повысить эффективность работы организации | Персонал и руководство организаций |
Для решения задач корпоративного тренинга прямо на фирмах создаются корпоративные учебные центры, обучение в которых ориентировано на сотрудников организации или ее деловых партнеров.
|
|
Как правило, в таких учебных центрах обучают первичным навыкам работы с клиентами, усиливают техническую подготовку сотрудников, проводят вводный курс для новых сотрудников, помогающий «встроиться» в организацию, адаптироваться к особенностям норм, правил поведения, формируют базовые навыки менеджеров, обучают технике продаж и т.д.
В практике работы учебных центров на предприятиях широко распространены три вида тренинговых программ:
• функциональный тренинг (обучение знаниям и навыкам, поддерживающим «штатную», функциональную деятельность специалистов, например обучение нововведениям в области бухучета для работников финансового отдела, или обучение новым формам нормирования работников отдела труда и заработной платы, или обучение маркетинговой коммуникации представителей службы маркетинга);
• поведенческий тренинг (обучение навыкам, лежащим в основе делового поведения, например техника продаж, общение по телефону, деловая коммуникация, межличностное взаимодействие, проведение презентаций);
• тренинг менеджмента/лидерства (обучение в области ситуационного руководства, основ мотивации персонала, навыков планирования и контроля, консультирования и инструктажа, тренинг лидерства, конкуренции и власти, тренинг ведения переговоров, управления конфликтами).
Корпоративный тренинг максимально конкретен, а его направленность - функциональна: его задача - поддержать и повысить конкурентоспособность организации и людей, в ней работающих.
|
|
Специалисты по корпоративному тренингу отмечают, что недавние исследования, проведенные в 3200 американских компаниях учеными Пенсильванского университета Р. Земски и С. Ша-маколе, показали, что 10%-ное увеличение расходов на тренинг персонала дает прирост производительности труда в 8,5%, в то
время как такое же увеличение капиталовложении дает прирост производительности только на 3,8%.
Корпоративный тренинг связан с прикладной направленностью, ОН ориентирован на практические результаты. Так, например вводный тренинг для новых сотрудников («курс молодого бойца») направлен на обучение основам производственной деятельности. Он дает краткое знакомство с историей и традициями организации, ее текущим состоянием, маркетинговой и рекламной политикой, производственной деятельностью, организационной структурой и организационной культурой, работой основных отделов и подразделений.
Технический тренинг - это тренинг нового персонала по продукту или производственным процессам, например в компьютерных фирмах осуществляется знакомство с новым программным обеспечением или аппаратной частью, в торговых представительствах - информирование и знакомство дистрибьютеров, дилеров, агентов по продажам с новыми товарами, сервисными условиями и возможностями, особенностями общения с разными коммуникативными типами клиентов и т.д.
Среди навыков, вырабатываемых с помощью таких тренингов, ведущее место занимают:
• навыки слушания и речевого общения (вербализации);
• умение «считывать» невербальные сигналы тела;
• решение проблем;
• эффективная работа в команде;
• оформление деловых документов (договоров, контрактов, протоколов о намерениях и т.д.);
• развитие аттракции (умения нравиться другим);
• конструктивное межличностное взаимодействие;
• умение осуществлять презентацию товара, услуг, организации.
Кроме перечисленных базовых навыков тренинг помогает расширить профессиональный горизонт и ликвидировать дефицит профессиональных, управленческих и коммуникативных навыков руководителей и специалистов.
Такой тренинг отличается от традиционного, функционально-поведенческого, направленного на воспроизводство уже известного, заведомо очерченного профессионального опыта (знаний, навыков, отношений), тем, что стимулирует изменения в деятельности организации, носит инновационный характер.
Обучение персонала на таком тренинге выполняет преобразующую роль в работе организации, позволяет использовать его как поддержку изменений в организации при переходе на новый уровень развития.
27-3499 417
* ^ощей функции корпоративный тренинг осуществляет И ДРУГИе By, yj ^Чды деятельности, а именно: * анали* потРе%стей организации в тренинге; |
• разработку тре |
нингового предложения, согласование замысла
• сРзеДаСТ°ёТГО >&тта>
д *** Чч) программы обучения и подготовку учебных ма-
• проведение об>Чения;
1 У. в ^ное последующее сопровождение результатов тре-
' Р *>1й анализ потребностей организации и т.д.).
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
правленческ^ Тренинг (у-р) включает следующие виды тре-
• конкуренции и ^асти.
• лидерства;
• ведения перегов0
• управления кон(})лик;ами
предназначу для развития лидерского потенциала участников, пециалис^ц повышающие свою квалификацию, становят-идерам в Р0^ессах интерактивного обучения, демонстриру-
KIT "^НРПГРТИТГV ОГТк
£ 7' Ределенное поведение, которое ведущие могут с
пользой интерпре*„ ть так чтобы помочь им действовать более эффективно.
д У ^бия и порождает лидеров потому, что объясняется следующим:
' т н вя ь ли^ерами, многие обучаемые руководители и спе-циалисты понимаю^ что лвдерство ВОЗнагРаждает их, прежде все-г, в л чн м, а^ Только в финансовом отношении. С точки зрения жизненной м0тивации некоторые люди гораздо больше
|
|
и ре о а.1 Лущении власти, нежели в каком-либо другом аспекте занятия.
п нимак*^ что МОГуТ преуспеть в работе и, следовательно, изменить свою к^рьеру_
. ри 1 н i ^деров, как правило, принимает и поддержи-
4. Лидерство подл,,
14 к ^черживается на тренинге с помощью:
-признания со стор01шгруппы.
удовлетворения груППЫ) КОТОрое может включать, а может не
я "Сериальную выгоду, хотя в большинстве игр «на деньги» такая „ыгода предусмотрена;
- удовлетворения потребности как членов группы, так и вышестоящих лиц (то есть руководителя тренинга). Лидерами, как правило, становятся те, кто фокусируется в процессе интерактивного взаимодействия на трех категориях поведения:
=> фасилитации - достижения групповой цели (решение проблемы), =* авторитете своей личности (власть); => общении с группой (люди и взаимодействие с ними).