«Эрудит» - наиболее образованный, обладающий разносторонними знаниями, хорошо ориентирующийся в литературе по обсуждаемому вопросу.
«Аналитик» - имеющий выраженную аналитическую склонность, стремящийся во всем разобраться, докапывающийся до глубинных причин и связей.
«Диагност» - хорошо и быстро «схватывающий» ситуацию, понимающий, что происходит, лучше других; видящий целое и его смысл.
«Генератор идей» - автор многих идей в группе, ориентирован на содержание, не озабочен авторством идеи.
«Разработчик» - хорошо разрабатывающий идеи других, предлагающий конструктивные пути и способы их осуществления.
«Методолог» - задающий группе способы работы, всегда знающий, как надо работать, чтобы решить данную проблему или поставить новую.
«Критик» - жесткий в оценках, проявляет повышенную требовательность к качеству идей и логике работы. Ориентирован на оценочную деятельность.
«Проблематизатор» - ориентирующий группу на поиск оснований всех выдвигаемых идей и утверждений. Одна из самых необходимых для продуктивной работы позиций.
«Имитатор» — создающий видимость активной, содержательной работы, не вносящей нового содержания. В работу группы лич-ностно не включен.
«Манипулятор» - стремящийся формировать ситуацию и действия других в «обход» их сознания. Применяет этически некорректные методы и приемы («грязные технологии»).
Авторы этого описания, специалисты по инновационным играм, используют в них форму характеристик участников интерактивных игр, работающих в этих позициях. Эти роли можно рассматривать и отдельно от их «человеческого наполнения».
ХАРАКТЕРИСТИКИ РОЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЯХ
а) при создании команды - рассмотрение того, кто наиболее под
ходит для ключевых ролей;
б) при исследовании показателей существующей команды;
в) при самосовершенствовании.
Председатель-координатор
Контролирует направление, в котором группа двигается вперед на пути достижения целей команды, используя наилучшие из своих ресурсов; определяет, в чем состоят сильные и слабые стороны команды, удостоверяется, что потенциал участников команды используется наилучшим образом.
Формообразователь («Формовщик»)
Формирует наилучший способ приложения усилий команды; направляет внимание на постановку целей и приоритетов и ищет наилучшую форму групповых дискуссий и эффективности деятельности команды.