Система планово-предупредительного ТО и ремонта машин реализуется путем разработки и осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение технических воздействий в установленные сроки.
Для выполнения мероприятий системы ППР машин дорожно-строительные предприятия должны иметь ремонтно-эксплуатационную базу, в состав которой входят стационарные мастерские, передвижные средства для ТО и ТР машин, стоянки машин различных типов, склады эксплуатационных материалов и т.д.
Организацию работ в мастерской следует начать с выбора методов ТО и ТР и форм их проведения. Различают два основных метода организации работ по ТО – метод универсальных постов и метод специализированных постов.
На универсальных постах, которые могут быть тупиковыми и проездными (прямоточными), ТО проводится группой рабочих разных специальностей или рабочих-универсалов на одном посту.
Выполнение ТО на специализированных постах (тупиковых, параллельных и последовательных) предусматривает расчленение объема работ по нескольким постам с учетом однородности работ и рациональной их совместимости. Хотя метод специализированных постов более прогрессивный, но он дает эффект для предприятий с большим количеством одномарочных машин.
Текущий ремонт машин производится одним из двух методов: индивидуальным или агрегатно-узловым.
При индивидуальном методе ремонта агрегаты не обезличиваются и простои машин больше, чем при агрегатном методе. Этот метод применяют при отсутствии оборотного фонда агрегатов и когда отсутствует нужный исправный агрегат.
При агрегатно-узловом методе ремонта создается оборотный фонд агрегатов, который создается из агрегатов, поступающих от заводов-изготовителей, ремонтных заводов или агрегатного отделения мастерской. Внедрение агрегатно-узлового метода ремонта позволяет сократить простои машин, повысить коэффициент готовности парка.
Независимо от метода, весь объем текущего ремонта выполняется на постах в зоне ТР и производственно-вспомогательных отделениях.
Постовые работы при текущем ремонте выполняются на универсальных и специализированных постах. Специализированные посты располагаются в зоне участков, схожих по роду выполняемых работ (сварочные, покрасочные и др.).
Формы проведения ТО и ТР машин могут быть: централизованная (все операции ТО и ТР выполняются специализированными бригадами), децентрализованная (все виды ТО осуществляют машинисты) и частично централизованная (операции ТО и ТР выполняются ремонтными рабочими и машинистами, которые, кроме того, контролируют качество работ).
При выборе формы организации ТО и ремонта следует учитывать состав парка машин, техническую оснащенность мастерской, обеспеченность и квалификацию кадров.
Далее следует в сжатой форме описать работы, выполняемые в зоне ТО и ТР и производственных участках и их взаимосвязь, а также контроль за качеством выполняемых работ.
Планирование технического обслуживания и ремонта машин
Важной составной частью организации работ по ТО и ТР машин в мастерской является перспективное и оперативное планирование, в этих целях на предприятиях составляют годовой план ТО и ремонта машин (приложение 1 [6]) и месячные планы графики ТО и ремонта машин (приложение 2 [6]).
Годовым планом ТО и ремонтов машин определяется число плановых ТО и ремонтов по каждой машине, находящей на балансе предприятия, это является основанием для расчета потребности в материальных трудовых ресурсах при разработке производственных планов.
Месячным планом графиком ТО и ремонта машин устанавливаются дата остановки каждой машины на ТО и ремонт и продолжительность ее простоя в рабочих днях. Он составляется с целью своевременной постановки машин на ТО и ремонт и равномерной загрузки мастерской.
Исходными данными для составления планов служит состав парка машин, фактическая наработка машин на начало планируемого периода, виды и периодичность ТО и ремонтов и планируемая наработка машин.
Рабочий день постановки машин на ТО и ТР первый раз в планируемом месяце определяется по формулам:
Дт= ;
Д2= ;
Д1= ;
Рабочие дни постановки машины на последующие ТО и ТР определяются по формулам:
Д'т= ;
Д'2= ;
Д'1= ;
где Дт, Д2, Д1 – день постановки машины на текущий ремонт, техническое обслуживание №2, №1;
Тт, Т2, Т1 – периодичность выполнения текущих ремонтов, ТО-2, ТО-1 (таблица 2);
Нфт, Нф1, Нф2 – фактическая наработка машины на начало месяца после Т, ТО-2, ТО-1, час;
tс – планируемое число часов работы машины в сутки,
tс=
где tсм – продолжительность смены, час;
nсм – число смен в сутки;
Кв – коэффициент внутрисменного использования машин.