Изучение данной темы следует начать с определения хронологических рамок эпохи Нового времени XVII - XIX веками. Значение философии XVII – XVIII вв. в истории общества, его культуры, в истории философии велико. В это время произошел мощный цивилизационный и культурный сдвиг: преобразовались экономические, политические, культурные формы бытия человечества. Установился приоритет научного знания. XVII в. характеризуется бурным развитием естественных наук. XVIII в принято называть веком Просвещения, поскольку мыслители этого времени полагали, что путем образования, просвещения воспитания можно улучшить нравы и образ жизни людей, само общественное устройство. Необходимо обратить внимание, что основные проблемы, интересовавшие философов эпохи, в основном относились к учению о бытии и учению о познании, т.е. носили онтологическую и гносеологическую окраску. В это время складываются учения о познании – эмпиризм, рационализм, сенсуализм. Следует обратить внимание на развитие материалистической, идеалистической и дуалистической картин мира, а так же на учение о человеке и обществе. Эпоха представлена именами выдающихся философов Франции, Англии, Германии, Голландии. Суть их учений можно разобрать, воспользовавшись планом и таблицей 2:
План: Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)
1. Философские учения XVII в. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза и др.)
2. Английская философия (Д. Локк, Т. Гоббс, Д. Юм, Д. Беркли)
3. Французское просвещение (Ф.Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. Гольбах,
Д. Дидро)
Таблица 2 Развитие философской мысли
Эпоха периоды | Предста- вители | Школы, направления, учения, их содержание | Представления о Вселенной, Космосе, Природе, Боге; строении и законах развития мироздания | Представления о Человеке, обществе, государстве | Представления о знании и познании |
12. 1. Философия Нового времени: 13. -XVII в. 14. -Английское просвещение 15. -Французское просвещение |
Вопросы для самоконтроля:
1. Как можно охарактеризовать XVII – XVIII вв. в истории Нового времени?
2. Назвать и охарактеризовать методы научного исследования, сложившиеся в эпоху Нового времени.
3. Как изменилось понимание бытия в Новое время?
4. Почему характер философии Нового времени можно охарактеризовать как гносеологический?
5. Почему XVIII в. называют веком Просвещения? Назвать представителей.
6. Почему в Новое время философия начала сближаться с наукой? Как это отразилось на содержании философии?
7. Что нового внесла эпоха в учение о человеке и обществе?
Литература:
1, Гл V, §§ 1, 2;
2, С. 54 – 59.