МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВЫХ РАБОТ
Для студентов высшего и среднего профессионального образования
всех форм обучения
Хабаровск
Авторы:
Т.С. Гаврикова, начальник учебно-методического управления;
Л.А. Маркарова, зам. начальника учебно-методического управления;
Е.Н. Федик, доцент кафедры уголовного права РАП;
С.П. Згоржельский, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин.
Работа выполнена при информационной поддержке компании
«Консультант Плюс»
© Российская академия правосудия, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Рекомендации по выполнению курсовых работ……………………...4
Работа над текстом и оформление работы………….…..…….………6
Рецензирование и защита курсовой работы………..……….………..10
Приложения:
1. Образец оформления титульного листа……………….……..…….11
2. Образец оформления оглавления ……………………….…….……12
3. Образцы оформления сносок……………………………..…………13
4. Рекомендации по оформлению юридических текстов…………… 15
|
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Курсовая работа является одной из форм научной деятельности студентов, самостоятельным исследованием определенной научной проблемы. Выполнение и защита студентом курсовой работы – неотъемлемая составная часть учебного процесса, задачами которой являются:
– углубленное изучение соответствующей темы изучаемой дисциплины;
– формирование навыка самостоятельной работы по подбору, анализу и обработке научной литературы, законодательства и материалов юридической практики, обобщению опубликованных данных и формулированию выводов, предложений и рекомендаций по конкретной теме;
– выявление способности точного и ясного текстуального изложения материалов и выводов, сформулированных в процессе изучения исследуемой темы;
– выработка способности адекватно представить результаты проведенного исследования в процессе защиты курсовой работы.
Курсовая работа выполняется в часы, отводимые для самостоятельной работы студентов.
Курсовая работа должна содержать критический обзор литературы по выбранной тематике, а также теоретическое исследование с изложением полученных результатов (выводов). При выполнении работы студент должен продемонстрировать умение анализировать законодательство, монографическую литературу, публикации в юридической периодике, судебную практику. В курсовой работе необходимо привести основные высказанные в литературе точки зрения по дискуссионным вопросам применения закона, попытаться оценить аргументацию авторов и обосновать свою позицию по рассматриваемой проблеме.
|
|
Студентом выполняется одна курсовая работа в течение учебного года. На каждом курсе специалист деканата доводит до сведения студентов информацию о том, по каким дисциплинам из числа изучаемых в течение учебного года может выполняться курсовая работа.
Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями и утверждается на заседании кафедры. Темы курсовых работ отражают наиболее актуальные вопросы изучаемой дисциплины учебного плана, отвечают ее основному содержанию и целевым установкам, а также требованиям ГОС ВПО, ГОС СПО (ФГОС) по направлению подготовки/специальности.
При выборе темы нужно руководствоваться как личными предпочтениями в изучении отдельных вопросов учебной дисциплины, так и принимать во внимание возможность подбора специальной литературы и юридической практики. По отдельным темам существует значительное число литературных источников, они широко известны и имеются в библиотеке. При выборе других тем студент может столкнуться с тем, что литература по избранной тематике узкоспециальная, для ознакомления с ней придется посетить какую-либо научную библиотеку. Поэтому перед написанием заявления на закрепление темы курсовой работы нужно проконсультироваться у преподавателя, ведущего семинарские занятия.
Студенты выбирают тему курсовой работы из предлагаемого кафедрой перечня тем и подают заявление на имя заведующего кафедрой, в котором просят утвердить избранную ими тему. По решению кафедры, согласованному с научным руководителем, разрешается выполнение работы по теме, которая не значится в перечне, но имеет прямое отношение к изучаемой дисциплине.
После выбора темы необходимо составить план работы. Прежде чем приступить к его написанию, необходимо ознакомиться с основными вопросами выбранной темы. Для этого студент должен прочитать соответствующие разделы учебно-методического комплекса, необходимые главы учебника и комментарии к кодексу, перечитать конспекты лекций.
Сроки выбора темы, написания и защиты курсовой работы определяются деканатом.
Стиль изложения материала в курсовой работе должен быть научным, характеризующимся использованием специальной юридической терминологии, точностью и однозначностью выражений. Важной чертой научного стиля является последовательное отстаивание принятой теоретической позиции, логичность изложения, объективность суждений и оценок, аргументированность выводов и положений. Как правило, эмоциональные моменты, личные пристрастия в тексте не отражаются. Свое мнение можно излагать от первого лица единственного числа («по моему мнению», «я полагаю» и т.д.) Следует избегать повторений (тавтологий), растянутых фраз с нагромождением придаточных предложений и вводных слов. Теоретические положения и выводы в обязательном порядке иллюстрируются материалами опубликованной и неопубликованной следственной и судебной практики. При этом необходимо сделать ссылку на источник, из которого они взяты. Ссылки, как на литературные источники, так и на материалы практики оформляются в виде сносок в конце страницы и имеют постраничную нумерацию. В курсовой работе должно быть, как правило, не менее 5-7 примеров из практики.
Качество работы во многом зависит от того, насколько внимательно студент отнесется к подбору литературы. Примерный перечень основных рекомендуемых к изучению источников необходимо согласовать с научным руководителем. Необходимо ознакомиться с монографиями по теме исследования, изданными в последние годы. В них содержатся ссылки на работы других авторов, изданные в предшествующие годы. В обязательном порядке студент должен изучить публикации в юридической периодике. Для облегчения поиска нужно учесть, что в последних номерах журналов имеется перечень опубликованных за год в данном журнале статей по различным отраслям науки.
|
|
Судебная и иная практика изучается студентом при ознакомлении с постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР), обзорами судебной практики и конкретными прецедентами в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, сборниками судебной практики Верховного, Высшего Арбитражного и Конституционного судов Российской Федерации, разделах «Судебная практика» справочно-правовых систем, по материалам архивных дел.
Серьезную помощь в подборе литературы могут указать библиографические указатели. При подборе литературы и материалов судебной практики рекомендуется использовать справочно-информационные системы, например Консультант Плюс, где публикуются последние периодические издания, указанные выше постановления Пленумов Верховных Судов и судебные решения по конкретным делам. Целесообразно также ознакомление с каталогом абонемента библиотеки РАП и картотекой статей читального зала библиотеки РАП.
Использование литературы в курсовой работе должно быть добросовестным. Недопустимо выдавать суждения того или иного ученого как свои собственные. Все заимствования из литературы должны подкрепляться постраничными сносками на использованные источники с обязательным указанием страниц источника.
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ И ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
Структурно курсовая работа должна состоять из следующих разделов: титульный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), оглавление (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), введение, основная часть, заключение, список использованных источников, при необходимости – приложения.
Требования к структурным элементам работы:
В ОГЛАВЛЕНИИ указываются номера страниц, на которых размещается начало материала (введение, наименование параграфов основной части курсовой работы, заключение, список использованных источников, приложение).
|
|
Во ВВЕДЕНИИ формулируются цели и задачи работы, указывается объект изучения, приводится обоснование научного и практического значения и актуальности темы, а также определяется ее структура. Необходимо кратко охарактеризовать состояние научной разработки проблемы, задачи, которые ставит перед собой автор исследования.
Во введении вопросы темы по существу не рассматриваются.
В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ раскрывается содержание курсовой работы: освещаются теоретические положения, являющиеся фундаментом разработки избранной темы, анализируется нормативно-правовая база, изучается практика и статистика органов государственной власти с целью использования материалов в работе. Структурно основная часть работы представлена главами, которые могут подразделяться на параграфы. Оптимальное число глав – 2-3. В каждой главе должна раскрываться определенная часть проблемы исследования, а в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы.
В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов (положений).
В ЗАКЛЮЧЕНИИ в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришел студент, а также ставятся вопросы, которые еще необходимо решить. В число выводов включаются теоретические обобщения и рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ формируется из перечня нормативных источников, литературы и публикаций, который использовался студентом.
В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Источники располагаются в следующем порядке:
I. Нормативные правовые акты (документы этого раздела располагаются в порядке субординации, а внутри каждого из разделов – в хронологическом порядке по датам их принятия):
– международно-правовые акты;
– Конституция Российской Федерации;
– Декларации;
– федеральные конституционные законы, федеральные законы;
– Акты Президента Российской Федерации;
– Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации;
– Акты Правительства Российской Федерации;
– Акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
– Акты представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
II. Основная и специальная литература: учебники, курсы права, учебные пособия, комментарии к кодексам и законам, монографии, научные статьи, авторефераты диссертаций, диссертации– размещаются в алфавитном порядке по фамилии автора или заглавия. Публикации одного и того же автора размещаются в хронологическом порядке.
III. Материалы судебной и другой практики размещаются в следующем порядке: постановления Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации (РСФСР, СССР); опубликованные обзоры и обобщения практики Верховного Суда Российской Федерации; приговоры, определения и постановления судебных органов; неопубликованная следственная, судебная, прокурорская и иная практика (архивные уголовные, административные дела, отказные материалы и т.д.).
В ПРИЛОЖЕНИЯ студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы.
Общие требования к внешним параметрам печатного текста
Курсовая работа представляется в печатном и сброшюрованном виде. Оптимальный объем работы – 25–30 страниц текста формата А4. Список использованных источников, а также приложения не входят в этот объем.
В редакторе Microsoft Word задаются следующие параметры страницы:
верхнее поле – 10мм;
нижнее поле – 10 мм;
левое поле – 25 мм;
правое поле – 10 мм.
Для компьютерного набора текста должны использоваться следующие параметры:
– размер шрифта – 14;
– гарнитура шрифта – Times New Roman;
– межстрочный интервал – полуторный;
– абзацный отступ – 1,25 см;
– выравнивание текста – по ширине страницы.
Заголовки «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список нормативных правовых актов и литературы», «Приложения» печатаются на новой странице прописными буквами жирным шрифтом, без подчеркиваний, в кавычки не заключаются и помещаются в центре страницы. Точка в конце любого из указанных заголовков не ставится.
Введение, заключение, каждая глава курсовой работы начинаются с новой страницы, а параграфы – с абзацного отступа.
Наименования глав и параграфов записываются с абзацного отступа, первая буква должна быть заглавной.
Например: