Как известно, иерархичность является одним из принципов менеджмента. В процессе функционирования организаций неизбежно выстраивается множество иерархий. Основной иерархией, на которой базируется современный практический менеджмент, является организационная или искусственная иерархия.
Типичным примером организационной иерархии является скалярная цепь.
В организационной иерархии менеджер назначается, и его лидерство с самого начала является формальным. Можно сказать, что формальное лидерство порождается организационной иерархией. Формальным лидером может стать человек, обладающий не самыми лучшими профессиональными, личностными, организационными качествами. Выдвижение человека в формальные лидеры связано с множеством ситуационных переменных, которые часто носят иррациональный характер. Организационная иерархия порождает многие патологии менеджмента, наличие которых существенно снижает эффективность организаций.
Вместе с тем в любой социальной среде и даже сообществах живых существ существует иерархия, то есть принцип иерархичности является абсолютным. Но это не организационная, а естественная иерархия. Естественная иерархия порождает неформальных лидеров, то есть людей, обладающих такими личностными качествами, которые ставят их выше других. В зависимости от социума или сообщества это могут быть как позитивные, так и негативные качества. Но если речь идет о легальной организации, то неформальным лидером чаще всего становится обладатель таких качеств, как профессионализм, профессиональная гордость, справедливость, отзывчивость, желание помочь и поддержать. Не обязательно противопоставлять в этом смысле формального и неформального лидера: формальный лидер тоже может обладать высокими личностными качествами. Но неформальный лидер, в отличие от формального, не может занять свое высокое положение без соответствующих личностных качеств. А примеров, когда на руководящую должность назначаются непригодные для этого люди (в соответствии с организационной, а не с естественной иерархией!) - множество как в отечественной, так и в зарубежной практике.
Таким образом, источником легитимной (должностной) власти является организационная иерархия, а личная власть возникает на основе естественной иерархии.
Лидерство в наименьшей степени базируется на организационной иерархии. В настоящее время существует несколько теорий лидерства (Филонович,2003):
· Теория эмоционального интеллекта Д.Голдмана. Составляющие эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки. Эти качества должны быть присущи лидеру и развиты. Проводятся тренинги по развитию эмоционального интеллекта (https://www.eiconsortium.org).
· Теория «внутреннего стимулирования» лидерства К.Кэшмана. Лидерские навыки необходимо развивать изнутри, достигая мастерства в семи областях: самопознание, целеполагание, управление изменениями, межличностные отношения, бытие, нахождение равновесия, умение действовать (https://www.leadersource.com).
· Теория опосредованного лидерства Р.Фишера и А.Шарпа
Для реализации процессной функции лидерства вовсе не обязательно занимать формальную позицию лидерства. В центре – мотивация к лидерскому поведению.
· Теория «двигателя лидерства» Н.Тичи
Должна быть система подготовки лидеров на всех уровнях организации. Для этого в организации должна быть «передаваемая точка зрения», которая становится мерилом деятельности для всех лидеров. По Тичи это система из трех взаимосвязанных элементов: бизнес-идеи, ценности и эмоциональная энергия и решительность. (https://www.pritchettnet.org)
· Идея «распределенного» или «разделяемого» лидерства
Проект делится на несколько этапов, на каждом из которых превалирует определенная компетенция, носитель которой становится временным лидером и осуществляет координацию. Происходит эстафетная передача лидерства с этапа на этап.
· Теория связующего лидерства и концепция «горячих групп»
Современный лидер должен уметь устанавливать связи между своими побуждениями и целями, а также целями и побуждениями других людей (https://www.achievingstyles.com). «Горячая группа» - сплоченная эффективная группа людей полностью поглощенная выполнением задания. Человек, владеющий связующим лидерством, может создать горячую группу и либо руководить ею, либо быть ее членом, возможно реализуя идеологию распределенного лидерства.