Задачи и упражнения

1. В обществе действуют не слепые силы, как в природе, а существа, обладающие сознанием, которые планируют свою деятельность, рассчитывают свои действия. А это значит, что планы, цели, замыслы людей обуславливают действия. Не говорит ли это о том, что в общественной жизни сознание первично, а бытие вторично?

2. «…Можно сказать о всемирной истории, что она является обнаружением духа в том виде, как он вырабатывает себе знание о том, что он есть в себе…»

Охарактеризуйте с точки зрения основного социологического вопроса позицию автора этого суждения. Попытайтесь определить, кому из известных философов могло принадлежать это высказывание.

3. Какие из приведенных ниже явлений относятся к общественному бытию, а какие – общественному сознанию?

1) Политика. 2) Географическая среда. 3) Экономические отношения. 4) Церковь. 5) Государство. 6) Искусство. 7) Культура. 8) Национальные отношения. 9) Мораль. 10) Наука.

4. Почему кроме категорий общественного бытия и общественного сознания марксизм ввел в арсенал исследовательских средств общества понятие «базис» и «надстройка»?

5. Какой критерий положен в основу марксистской типологии общества по такому основанию, как общественно-экономическая формация? Проанализируйте возможные ответы на этот вопрос, которые даны ниже.

1) В основе выделения формаций лежит уровень технического и научного развития общества.

2) Основой выделения формаций является уровень развития производительных сил общества.

3) Формации выделяются на основе специфических законов, которые присущи каждой из них.

4) Основой выделения общественно-экономических формаций является способ производства материальных благ.

5) Формации выделяются прежде всего по типу базиса, взятого в целостном единстве с надстройкой.

6) Выделение типов общества К. Марксом осуществлено по экономическому и географическому основанию, поскольку сами названия (античный, азиатский) типов общества говорят об единстве этих оснований.

6. Какой критерий выделения типов общества лежит в основе, предложенной американским социологом У. Ростоу концепции стадий развития общества:

1) традиционное общество (докапиталистическое общество);

2) переходное общество (страны Европы до промышленного переворота);

3) период сдвига (возникновение индустриального общества);

4) зрелое общество с развитой индустрией;

5) завершающая стадия (индустриальное общество с высоким уровнем потребления). Сегодня в этой типологии появилась еще одна стадия – постиндустриальное общество.

7. Возрастает ли роль народных масс в процессе исторического развития? Отвечая на этот вопрос, курсанты разделились на тех, кто считал, что с ростом образованности, улучшением информированности, культурным прогрессом общества люди все в большей мере становятся сознательными участниками исторических событий, они все в меньшей степени становятся игрушкой в руках реакционных, эгоистичных сил, которые использовали суеверие, религиозность, невежество народа в своих целях. Однако другие курсанты отметили, что сегодня правящие круги получили огромные возможности для манипулирования общественным сознанием народа с помощью средств массовой информации, используя достижения социальной психологии, теории информации и т. д. Кто прав?

8. Каковы стимулы, направляющие факторы материального производства? Отвечая на этот вопрос, курсанты предложили следующие варианты:

1) врожденные инстинкты трудовой активности человека;

2) естественные потребности людей в пище, жилье, и т. п.;

3) стремления людей к улучшению своих условий;

4) общественные организации, заставляющие людей трудиться.

Дайте критическую оценку ответов курсантов и выскажите свое мнение по данному вопросу.

9. Какие из перечисленных элементов входят в состав производительных сил общества? Аргументируйте свой ответ.

1)Техника. 2) Наука. 3) Человек. 4) Технология. 5)Технические знания. 6)Предметы труда. 7) Информация. 8) Мышление человека. 9)Совокупность навыков труда.

10. На семинаре по философии один из курсантов сказал: «В состав производственных отношений включают отношения между людьми в процессе производства и распределения, с одной стороны, и отношение людей к средствам производства, т. е. владение или не владение ими теми или иными средствами производства с другой. Но формы собственности на средства производства – это не экономический, а юридический компонент, юридические отношения, как и все надстроечные отношения, не могут входить в базис, т. е. в производственные отношения!»

Как выйти из этого затруднения?

11 Почему производственные отношения имеют тенденцию к отстаиванию от развития производственных сил общества? Проанализируйте возможные ответы на этот вопрос, предложенные ниже.

1) Потому что производственные отношения имеют тенденцию к устойчивости, равновесию, в то время как производительные силы имеют тенденцию к динамическому развитию.

2) Производительные силы выступают как причина, а производственные отношения как их следствие, но следствие во времени всегда отстает от причины.

3) Производственные отношения есть форма, а производительные силы – содержание способа производства; форма же, как известно, более устойчива, консервативна, чем содержание.

4) На основании производственных отношений как на реальном базисе общества возникает идеологическая, юридическая, политическая надстройка, которая выступает как сила, охраняющая, консервирующая отношения людей и формы собственности. Надстройка мешает преобразованию производственных отношений всей силой государства, права, идеологии, морали, религии и других институтов общества.

12. На семинаре по философии возникла дискуссия по вопросу о критериях общественного прогресса. Проанализируйте выступления курсантов, дайте оценку предложенным в них критериям прогресса.

Смирнов. Главный показатель уровня развития общества – это уровень жизни людей. Ведь в конечном счете смысл развития науки и техники в удовлетворении потребностей людей.

Сергеев. Уровень жизни – это еще не все. Люди могут жить хорошо, материальное благосостояние может быть следствием просто хороших, благоприятных природных условий, но это не следствие высокого уровня развития производительных сил, культуры, науки. Я считаю, что критерием прогресса общества является уровень развития науки и культуры, ибо от них в конце концов зависит степень материального и духовного развития общества.

Сидоров. А я считаю, что главный показатель прогресса – степень нравственного состояния общества. Высокий уровень морали есть свидетельство высокого уровня развития науки и культуры, образования и организации общества.

Иванов. А все же главное – это уровень развития производительных сил, ибо он дает возможность более свободному развитию и науки, и искусства, делает общество менее зависимым от стихийных сил природы. Он определяет и более высокий уровень всех остальных общественных отношений.

Краснов. Я считаю, что критерием прогресса должно быть совсем иное! Ведь во имя чего мы познаем мир, преобразуем природу? Чтобы сделать человека счастливее. Это трудно измерить, объективировать, но в будущем наука сможет измерить степень счастья людей.

13. Выделите среди перечисленных ниже явлений духовной жизни общества те, которые относятся к теоретическому уровню общественного сознания, и укажите, какие относятся к обыденному сознанию.

1) Общественная психология. 2)Привычки. 3) Традиции. 4)Политические доктрины. 5)Приметы. 6)Слухи. 7) Настроения. 8)Научные трактаты. 9)Моральные кодексы. 10) Народная медицина.



ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени С.М.Кирова

Кафедра общественных наук


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: