Структурный функционализм Э. Дюркгейма

Структурный функционализм – направление социологической мысли, социологическая парадигма, сущность которой заключается в выделении элементов социального взаимодействия, определении их роли и места в большей социальной системе или обществе в целом, а также их социальных функций. Дюркгейм впервые теоретически и методологически обосновал коренные постулаты структурного функционализма, высказал положение о том, что социология является структурирующей наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме её частей. Дюркгейм первый институционализировал социологию, сумел создать социологическую особую предметную и методологическую нишу.

Социологизм Э. Дюркгейма: основные методологические принципы познания общества В противоположность социальному номинализму, Дюркгеймом был обоснован принципиально иной взгляд на общество – социальный реализм. Общество возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность, которая, во-первых, автономна по отношению к другим видам реальности, во-вторых, развивается по своим законам; в-третьих, имеет место примат структур и функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, т.е. индивидуальная реальность является вторичной. В концентрированной форме Дюркгейм изложил свое методологическое кредо в знаменитой формуле: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». Отличие социальных фактов от психологических двоякое: во-первых, социальные факты являются внешними по отношению к индивиду (а психологические – внутренние), во-вторых социальные факты оказывают принудительное воздействие на индивида, который вынужден им подчиняться, что конкретно проявляется в типизации характера поведения людей.

По Дюркгейму, социальные факты могут быть двоякого рода:

1) материального характера:

♦ само общество;

♦ его социальные структуры (государство, религия, право);

♦ морфологические компоненты общества (характер территории, собственности, объем и плотность населения, его жилищные условия, способы коммуникации)

2) нематериального духовного характера:

♦ мораль, ценности, нормы;

♦ коллективное сознание;

♦ коллективные представления, верования.

Таким образом, по Дюркгейму, предметом социологии являются социальные факты, как материальные, так и нематериальные. Дюркгейм отмечал: «Социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение, или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества имеющий в то же время собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений».

Методы

Объективные методы, аналогичные методам естественных наук. Задача социолога находить причинно-следственные связи между социальными фактами. В контексте взаимоотношений в обществе, его структур и индивидов, что позволяет обосновать общественные законы и на этой основе формировать общественные представления («норму») о социальных и политических реалиях. Анализируя отклонения от нормы, характеризовать социальную патологию, Нематериальные социальные факты следует объяснять из социальных. Социальное объяснять социальным: например, из коллективных представлений о должном и сущем в семейной морали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: