Признаки социальной зрелости

-Способность найти свое место в мире, социуме в соответствии с собственными желаниями, способностями. - Толерантность к тем, кто не похож на себя – людям других вероисповеданий, национальностей, политических убеждений и т.д. - развитое чувство ответственности; - потребность в заботе о других людях;- эффективное использование своих знаний и способностей;

Признаки духовной зрелости:

-Отсутствие идеализма и жестких идей. -Нахождение в настоящем, здесь и сейчас. Зрелая личность не живет прошлым и не витает в мечтах о будущем, она ставит цели и делает шаги для их достижения сейчас. -Доверие себе, миру, Богу. -Открытость любому опыту и жизнь в гармонии со всем миром.Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность.

21 Развитие личности в период взрослости по-прежнему остается одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем психологии. Период зрелости личности иногда рассматривается как некое целевое состояние, к которому направлено социальное и психологическое развитие, а далее происходит простое изменение личностных свойств. Многие психологи считают, что личность способна к саморазвитию и особенно в пору зрелости. Акмеология изучает пути, способы, условия расцвета человека как индивида (физическое совершенство), как яркой личности, талантливого субъекта деятельности и самобытной индивидуальности, а также как гражданина, родителя, супруга, друга. Акмеология и возрастная психология используют биографический метод в разных его формах: сбор и сопоставление биографического материала, спонтанные и спровоцированные автобиографии, синтезирование типичных историй движения личности в зрелом возрасте, опросники, интервью, тесты, свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, записных книжек, писемЛичностное акме как одна из важнейших составляющих вершины зрелости имеет в основе духовно-нравственные ценности, ставшие глубоко значимыми собственными ценностями человека, которые он готов действенно отстаивать. Цельность человека как личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к разным сторонам действительности, к прошлому и будущему, к близким и далеким людям и доминированием тех или иных ценностей. По мнению А. А. Бодалева, развитие личности в период взрослости предполагает следующие новообразования: 1) изменения в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общечеловеческих ценностей; 2) возрастание интеллектуального умения планировать и затем практически осуществлять деяния и поступки в соответствии с названными ценностями; 3) появление большей способности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объективного характера; 4) более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам.

22 В основу типологического анализа Василюком положено выделение в жизненном пространстве внутреннего и внешнего мира. Второе основание типизации – простота - сложность: внутренний мир может быть простым или сложным; внешний мир может быть лёгким или трудным.

В результате выделились 4 типа жизненного мира: Простой и лёгкий; Простой и трудный; Сложный и лёгкий;Сложный и трудный. Внутренне простой и внешне лёгкий – абсолютная пассивность, страдательность, сведение всего к удовольствию-неудовольствию. Центральный принцип – принцип удовольствия (Обломов). Соответственно – гедонистическая линия онтогенеза. Внутренне простой и внешне трудный – наличие трудности – препятствия к удовлетворению потребности. Центральный принцип – принцип реальности. Внутренне сложный и внешне трудный – появляются противоречащие друг другу потребности и соответствующие им мотивы, возникает борьба разноплановых мотивов, что вызывает необходимость их соподчинения.Центральным жизненным принципом становится принцип творчества. Внутренне сложный и внешне лёгкий – в реальности он не существует в таком сочетании, так как в онтогенезе сложность появляется после трудности! Ценности общественного сознания становятся ценностями индивидуального сознания тогда, когда они становятся реально действующими мотивами.

Соответственно рассмотренным типам жизненного мира и высшим жизненным принципам можно выделить 4 различных вида направленности личности, опосредующих 4 основные линии онтогенеза, для каждой из которых характерна своя иерархическая структура уровней мотивации:

Гедонистическая направленность личности – «простой и лёгкий» и «простой и трудный» жизненный мир – в основе гедонистический жизненный принцип;

Эгоцентрическая - «сложный и трудный» жизненный мир - в основе – принцип реальности, эгоцентрический мотив;

Духовно-нравственная - «сложный и как бы лёгкий» жизненный мир – принцип ценности (внешней), духовно-нравственные общечеловеческие ценности;

Сущностная - «как бы простой и как бы лёгкий» жизненный мир; ценностный принцип внутреннего порядка, доминирует генерализованный мотив сущностного единения с миром.

23 Процесс профессионального самоопределения – длительный процесс, поэтому выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития

Результатом профессиональной ориентации является наличие у школьников сформированного самоопределения, поэтому управление профориентацией может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределение личности. Весь этот процесс можно разделить на несколько этапов

Перед молодым человеком лежит множество путей достижения цели профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не конкретизирована. Этот период времени можно рассматривать как первый этап направленной активности личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного поиска цели».

Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества.

Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого человека. Формирование активной жизненной позиции человека – вот одна из главных задач как в целом социальной, так и профессиональной ориентации.

24 Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.

Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Подростковый возраст является по сути кризисным.

Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности.

Внутренние предпосылки подросткового возраста
В этот период происходит бурный физический рост и половое. Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте
Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

25 Ролевая структура– это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:

1) роли, связанные с решением задач:

а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;

б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;

в) координатор – координирует деятельность членов группы;

г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;

д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;

е) погонщик – стимулирует группу;

2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

а) вдохновитель – поддерживает начинания других;

б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;

г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;

д) ведомый – пассивно следует за группой.

Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.

26 Пубертатный (подростковый) кризис связан с перестройкой организма ребенка, и его проявления часто пугают и ставят в тупик взрослых — родителей, родственников, учителей.

В этот период, линии психического и физиологического развития подростков идут не параллельно, а временные границы значительно варьируются. Началом пубертатного кризиса принято считать возраст11–13 лет.

Главная особенность возраста — личная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведение взрослеющего ребенка.

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяется формирующееся у него чувство взрослости.Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей.

К концу подросткового периода, примерно в 15–16 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. У него формируется система внутренне согласованных представлений о себе — «Я — концепция».

Причины:
Переход от «детства» к «взрослости»:
1. Приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
2. Развитие духовности и интеллектуального потенциала.
3. Выбор и подготовка к профессии.
Проявления:
1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение).

2. Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению.
3. Психологическая зависимость от родителей становится меньше. Свои дела, планы, секреты подросток доверяет не родителям, а другу.
4. Изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола.

5. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц.

6. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом.

7. Стремление к «Мы». Но теперь это «Мы» составляют сверстники, а не члены семьи, как прежде.
8. Негативизм. Подростки оказывают сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активно отстаивают свои права на самостоятельность, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

27 Личность подростка только начинает формироваться. Большое значение имеет самосознание. Впервые ребенок узнает о себе в семье. Именно со слов родителей ребенок узнает, какой он, и составляет мнение о себе, в зависимости от которого в дальнейшем выстраивает отношения с другими людьми. Это является важным моментом, так как ребенок начинает ставить перед собой определенные цели, достижение которых продиктовано его пониманием своих возможностей и потребностей. Потребность в понимании себя характерна для подростков. Понимая и изучая себя, подросток в первую очередь выявляет свои недостатки. У него появляется желание их устранить.

Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, т. е. создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичное его поведение, поступки.

Для подростков также характерна акцентуация характера. В этот период они очень эмоциональны, возбудимы, их настроение может быстро меняться и т. д. Эти процессы связаны с формированием личности, характера.

В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. Для девочек характерны: эмоциональная восприимчивость, стремление опекать младших, высокий интерес к своей внешности, аккуратность, исполнительность, терпимость. Мальчики больше интересуются областью отвлеченного, более раскованы в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям.

Новая социальная позиция - становление самосознания и самоотношения проходит 3 этапа (по Д.И.Фельдштейну):

«Локально-капризный» – 11-12 лет

«Правозначный» 12-13 лет

«Утверждающе-действенный» 14 -16 лет

Подростковые увлечения,Интеллектуально-эстетические,Эгоцентрические,Лидерские,Накопительские,Телесно-мануальные,Информационно-коммуникативные,Азартные.

Центральное новообразование ‑ чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

28. Главное наполнение жизни подростка – это общение. Это исключительно важная деятельность. Эльконин Д.Б. определил интимно-личностное общение ведущей деятельностью возраста.

Испытывает потребность в эмоциональном контакте, поддержке и одобрении взрослых, несмотря на тенденцию к отчуждению. Лёгкая ранимость подростка требует большого такта, тонкости в стилях общения. Общение неравномерно, что обусловлено высокой неустойчивостью настроения. Сопротивление давлению взрослых, уход из ситуации, детские реакции (капризы, непослушание, упрямство, плаксивость). При непосильных нагрузках или желании вернуть расположение взрослого могут иметь место реакции оппозиции (стремится вернуть внимание, переключить его с кого-то другого). Часто встречаются формы гиперкомпенсации – при неудачах в одной области – добиться в другой, порой самой сложной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: