Выпуск продукции по заводу почвообрабатывающих машин за два квартала следующий:
Вид продукции | Выпуск, шт. | Отпускная цена за шт., тыс. руб. | ||
I кв., q0 | II кв., q1 | I кв., р0 | II кв., р1 | |
Плуги навесные | 4,8 | 5,4 | ||
Плуги прицепные | 7,1 | 7,6 | ||
Культиваторы навесные | 5,0 | 5,7 |
Определить:
1) изменение (в %) выпуска каждого вида продукции, а также изменение выпуска продукции в целом по предприятию;
2) изменение цен (в %) по каждому виду продукции и среднее изменение цен по всему ассортименту продукции;
3) абсолютное изменение общей стоимости продукции, выделив из общей суммы изменение за счет изменения количества продукции и за счет изменения цен.
Решение:
1) Для характеристики изменения выпуска каждого вида продукции исчисляются индивидуальные индексы физического объема продукции:
Плуги навесные , т.е. выпуск увеличился на 4,4% (104,4 – 100).
Плуги прицепные , следовательно, выпуск снизился на 1,7% (98,3 – 100).
Культиваторы навесные , т.е. увеличение выпуска на 2,8% (102,8 – 100).
|
|
Для характеристики изменения выпуска продукции в целом по предприятию исчисляется агрегатный индекс физического объема продукции:
, или 101,3%, т.е. в целом по предприятию выпуск продукции увеличился на 1,3% в результате стоимость продукции увеличилась на 673 тыс.руб. (51973-51300).
2) Для характеристики изменения цен по каждому виду продукции используются индивидуальные индексы цен:
.
Плуги навесные 112,5%, следовательно, цена повысилась на 12,5% (112,5-100).
Плуги прицепные 107,0%, т.е. цена возросла на 7% (107-100).
Культиваторы навесные 114%, т.е. увеличение цены на 14% (114-100).
Среднее изменение цен по всему ассортименту продукции определяется по формуле агрегатного индекса цен:
или 110,83%
Таким образом, цены на продукцию предприятия повышены в среднем на 10,83%, за счет чего стоимость продукции повысилась на 5631 тыс.руб. (57604-51973).
3) Абсолютное изменение стоимости продукции определяется по формуле:
или
Доля каждого фактора в общем абсолютном размере изменения результативного показателя следующая:
а) физического объема ;
б) среднего изменения цен .