Пример 1. Выпуск продукции по заводу почвообрабатывающих машин за два квартала следующий

Выпуск продукции по заводу почвообрабатывающих машин за два квартала следующий:

Вид продукции Выпуск, шт. Отпускная цена за шт., тыс. руб.
I кв., q0 II кв., q1 I кв., р0 II кв., р1
Плуги навесные     4,8 5,4
Плуги прицепные     7,1 7,6
Культиваторы навесные     5,0 5,7

Определить:

1) изменение (в %) выпуска каждого вида продукции, а также изменение выпуска продукции в целом по предприятию;

2) изменение цен (в %) по каждому виду продукции и среднее изменение цен по всему ассортименту продукции;

3) абсолютное изменение общей стоимости продукции, выделив из общей суммы изменение за счет изменения количества продукции и за счет изменения цен.

Решение:

1) Для характеристики изменения выпуска каждого вида продукции исчисляются индивидуальные индексы физического объема продукции:

Плуги навесные , т.е. выпуск увеличился на 4,4% (104,4 – 100).

Плуги прицепные , следовательно, выпуск снизился на 1,7% (98,3 – 100).

Культиваторы навесные , т.е. увеличение выпуска на 2,8% (102,8 – 100).

Для характеристики изменения выпуска продукции в целом по предприятию исчисляется агрегатный индекс физического объема продукции:

, или 101,3%, т.е. в целом по предприятию выпуск продукции увеличился на 1,3% в результате стоимость продукции увеличилась на 673 тыс.руб. (51973-51300).

2) Для характеристики изменения цен по каждому виду продукции используются индивидуальные индексы цен:

.

Плуги навесные 112,5%, следовательно, цена повысилась на 12,5% (112,5-100).

Плуги прицепные 107,0%, т.е. цена возросла на 7% (107-100).

Культиваторы навесные 114%, т.е. увеличение цены на 14% (114-100).

Среднее изменение цен по всему ассортименту продукции определяется по формуле агрегатного индекса цен:

или 110,83%

Таким образом, цены на продукцию предприятия повышены в среднем на 10,83%, за счет чего стоимость продукции повысилась на 5631 тыс.руб. (57604-51973).

3) Абсолютное изменение стоимости продукции определяется по формуле:

или

Доля каждого фактора в общем абсолютном размере изменения результативного показателя следующая:

а) физического объема ;

б) среднего изменения цен .


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: