Анализ в музыкальной терапии

Возможно, при чтении этих строк вы все еще воображаете, что находитесь в ванной. Возможно, вы заметили, что я пытался воздействовать на вас, навязать вам ту картинку, которую вы можете представить самостоятельно. Вы, а не я, вспоминали вашу ванную комнату, вашу ванну, вашу музыку.

Нечто аналогичное произошло, когда я предложил сыграть на барабане тему отцовства — вспомните пример, изложенный выше.

Во всех видах психотерапии существуют правила анализа. Они возникли в период становления классического психоанализа и будут существовать до тех пор, пока мы работаем с ассоциативным материалом. Правила эти гласят, что пациент (объект анализа) выговаривает все свои беды и воображаемые образы, не контролируя себя. Терапевт (аналитик) анализирует затем все эти ассоциации, беды и образы, а также информацию, поступившую к нему из области бессознательного, он высматривает во всем определенную закономерность, расшифровку которой и предлагает затем своему пациенту.

Мне не кажется сомнительной та терапия, во время которой терапевт предоставляет подобную расшифровку, «интерпретирует» услышанное или спрашивает совета у пациента. Сомнительной терапия становится только тогда, когда терапевт действительно начнет навязывать клиенту свои вымыслы, свои интерпретации, желая доказать тому, что именно он, терапевт, прав, и никто более.

Аналитическая музыкальная терапия или ее методы, «ассоциативные импровизации», рецептивная музыкальная терапия или другие виды психотерапии, работающие со «свободным полетом» ассоциаций, ни в коем случае не являются настолько же ортодоксально психоаналитичными, каким был сам Фрейд в работе со своими пациентами, лежавшими на ставшей знаменитой кушетке. Существуют также музыкальные терапевты, которые придерживаются однажды выдвинутых версий или же прорабатывают их вместе с пациентами. А еще есть активная и рецептивная музыкальная терапия, в ходе которой вообще не ищут никаких объяснений, а только выговаривают все чувства, посетившие человека «здесь и сейчас», возникшие при прослушивании музыки или ее исполнении. Однако даже в этом случае музыкальная терапия продолжает придерживаться аналитических правил классического психоанализа, отводя центральную роль воображению, чувствам пациента или участников импровизации.

Объект музыкальной терапии, в воспоминаниях которого обнаруживаются образы и чувства далекого прошлого, вместе со своим визави, музыкальным терапевтом, получает новый опыт, который не мог обрести в общении с теми лицами из своего прошлого, значимость которых он сознательно умалял.

В ходе этой работы могут быть распутаны клубки старых проблем во взаимоотношениях, самооценке либо в восприятии окружающих людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: