Кризис (К) – экономическая категория, отражающая неблагоприятный результат деятельности фирмы на определенный период времени по многим экономическим признакам.
«кризис» в переводе с греческого означает «суд»
К. – крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений организации с внешней средой.
Классификация К.:
1. Технологический (производственный) – связан с устареванием оборудования.
2. Социальный – носит управленческий характер, т.е. конфликт между администрацией и работниками.
3. Финансовый – суть – нерациональное использование предприятием собственного и заёмного капиталов.
4. Организационный – несовершенство структуры управления предприятием.
5. Информационный – не отражается информация о рынке.
6. К. взаимодействия с властью – проявляется в забастовке.
Фазы кризиса:
1. Спад производства – вызван рынком.
2. Ухудшение результативных показателей предприятия под влиянием внутренних причин.
3. Депрессия – организация приспособляется к плохим условиям и работает на низком уровне.
4. Восстановление финансового равновесия, оживление производства и увеличение объема продаж до предкризисного периода.
5. Ускорение экономического развития в краткосрочном периоде.
6. Поддержание нового экономического уровня и сохранение его устойчивости.
Меры по предотвращения К. существуют всегда –> необходим экономический анализ.
Причины возникновения К. на предприятии
Возникает К. по причине нарушения равновесия между:
- отдельными группами собственных и заёмных средств и их размещением в оборотных и внеоборотных активах;
- объёмом производства и объёмом реализации;
- объёмом реализации и выручкой;
- доходом и объёмом краткосрочных займов;
- качеством продукции и рыночной ценой;
- ценой и себестоимостью продукции;
- дебиторской и кредиторской задолженностью;
- объёмом инвестиций и доходом, получаемым по ним;
- уровнем технического оснащения предприятия и его конкурентов.
У К. есть положительные стороны:
- у компании, пережившей кризис есть опыт работы в К.;
- после К. – финансовое оздоровление;
- сохранение организации;
- преобразование компании (реструктуризация).
Управление кризисом
Создаётся специальная группа по управлению кризисом. В её состав входят представители администрации, отдела маркетинга, кадров, юр. отдел.
Задача – контролировать и определять проблемы.
Обязанность – собирать информацию, подтверждать развитие кризисной ситуации и определять варианты действий; определять какие подразделения не востребованы.
В РФ существует орган антикризисного управления (регулирования) – ФСФО (Федеральная Служба по Финансовому Оздоровлению).
Функции ФСФО:
- анализ предприятий, имеющих признаки неплатежеспособности и подготовка рекомендаций по восстановлению платежеспособности;
- формирование положений и критерий оценки платежеспособности предприятия;
- учет неплатежеспособных предприятий;
- выступает представителем собственника по гос. предприятиям;
- участвует в процедуре банкротства;
- анализирует деятельность арбитражных управляющих и рассматривает жалобы на их действия.
Направление гос. антикризисного управления
1. Совершенствование НПА о несостоятельности предприятия.
2. Оказание гос. поддержки неплатежеспособным предприятиям.
3. Принятие правительством мер, направленных на преодоление неплатежей со стороны заказчика.
4. Приватизация и ликвидация предприятия должником.
5. Совершенствование деятельности арбитражных судов.
6. Создание института арбитражных управляющих.
7. Создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.