Предположительно устанавливают опасные сечения, исходя из эпюр изгибающих и крутящих моментов, размеров сечений вала и концентраторов напряжений. На эскизе вала указывают опасные сечения, для которых будет выполняться расчет. Например, у вала изображенного на рис. 2.1, опасным является сечение I-I в месте контакта со ступицей колеса, так как здесь действуют наибольший изгибающий момент и крутящий момент; диаметр вала близок к наименьшему и имеет шпоночный паз.
Для выбранного сечения определяют
напряжения изгиба sи= и напряжения кручения tк= ,
где М-изгибающий момент в опасном сечении, Hм; М= ;
W-осевой момент сопротивления сечения в мм ;
W p -полярный момент сопротивления сечения вала.
Для круглого сечения диаметром d: W=0,1´d ; W p= 0,2´d .
Для полого сечения с полостью диаметром d0:
W=0,1´d (1- ); W p =0,2´d (1- ).
Для сечения вала со шпоночным пазом:
W=0,1´d - ; W p= 0,2´d - .
Для шлицевого вала:
W= ; W p = ,
где d - диаметр вала, мм; b - ширина (шлица) паза, мм; t - глубина паза на валу, мм; z - число шлицев.
|
|