Суть метода
ABC-анализ – метод, позволяющий классифицировать ресурсы компании по степени их важности и прибыльности.
В его основе лежит Принцип Парето: 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу Принцип Парето может прозвучать так: надёжное наблюдение за 20
% позиций позволяет на 80% контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, продаваемые товары и т.д.
Результатом АВС-анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
В процессе ABC-анализа товары делятся на три категории:
А — наиболее ценные, В — промежуточные и С — наименее ценные.
По сути ABC-анализ – это ранжирование ассортимента по различным параметрам. Классифицировать так можно и поставщиков, и покупателей, и складские запасы, т.е. все, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
АВС-анализ основан на принципе дисбаланса. При его проведении строится график зависимости совокупного эффекта от количества рассмотренных элементов. Его называют Кривой Парето, Кривой Лоренца или ABC-кривой.
Обычно объектами АВС-анализа являются поставщики, товарные группы, товарные категории и отдельные товары. Каждый из них имеет разные параметры описания и измерения: объём продаж (в денежном или количественном измерении), доход (в денежном измерении), товарный запас, оборачиваемость и т.д.
Выбор пороговых значений параметра, по которым производится отнесение объекта к одной из категорий, зависит от конкретных особенностей решаемой задачи.
Например, можно предположить, что узкий ассортимент категории А из 10 % товаров дает 70 % дохода. Из оставшихся – 20 % (товары категории B) дают 20% дохода, а прочие – 70 % (категория C) – всего 10 %. Из полученных результатов можно сделать вывод, что наибольшее внимание
следует уделять товарам категории A, несколько меньшее – категории B,
а товары категории C можно вообще рассматривать как вспомогательные.