Возрастная особенность/
советы
| Физические особенности
| Психологические особенности
| Потребности
|
5-8(младшие)
·Много играть, но дозировать нагрузки (ограничение прыжков и бега).
·Организовывать деятельность, но поддерживайте их идеи, давайте свободу, при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря.
| 1. Руки, ноги растут быстрей, чем тело.
2. Не очень прочный опорно-двигательный аппарат.
3. Слабая мускулатура пресса и спины (вероятность что-то надорвать).
4. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те которые требуют точности.
5. Высокая утомляемость (работоспособность падает через 25-ЗО мин занятия).
| 1. Авторитет старших (копируют взрослых).
2. Повышенная активность.
3. Друзья – те, кто постоянно рядом
4. Понятны только конкретные поручения.
5. Очень доверчивы, исполнительны, послушны и впечатлительны, быстро реагируют на все необычное, яркое, нетерпеливы, подражательны.
6. Формирование положительного отношения к труду оказывают влияние успешность выполненной работы, оценка и похвала взрослых, осознание полезности и необходимости своего труда(например, использование каждой поделки по назначению).
| 1. Обучение (дети – пластилин и губка)
(желание знать, что хорошо, что плохо).
2. Потребность различать, что такое хорошо, что такое плохо.
3. Игры, движение, внешние впечатления.
4. Потребность быть самостоятельным.
5. Потребность иметь друзей и умение дружить.
6. Потребность общения со взрослыми.
|
Рекомендуемые формы работы:
игры с правилами, игрушками, спортинвентарем; игры с синхронными действиями; чтение, слушание сказок; рисование, поделки; праздники.
|
9-11(средние)
·Предлагать разнообразную деятельность, в особенности по интересам.
·Быть очень осторожным в словах и поступках (ребенок накапливает эмпирический опыт, делает выводы, ищет аналогии ситуаций из книг, фильмов).
| 1. Рост девочек быстрее, чем мальчиков.
2. Часты головная боль и учащенное сердцебиение.
3. Активно развивается нервная система.
| 1. Поощрение и похвала.
2. Очень энергичны, нужна постоянная деятельность, в т.ч. и самостоятельная.
3. Любопытны.
4. Борьба полов, но влюбчивы.
5. Боятся поражений, чувствительны к критике.
6. Постоянная смена интересов и настроения.
7. Легко выполняют любые поручения и легки на подъем (если есть мотивация).
| Все предыдущие +
1. Похвала.
2. Поощрение.
3. Потребность в коллективных действиях и играх.
4. Удовлетворение любопытства.
|
Рекомендуемые формы работы (предыдущие +): коллективная творческая деятельность, игры на местности, огоньки, дискотеки, система зарабатывания каких-либо благ, рейтинга, праздники.
|
12-14
Подростковый младший
·Сплочение коллектива!
·Давать возможность проявить себя, быть полезным команде.
·Быть лидером.
·Быстро определить типы лидеров в отряде.
| 1. Половое созревание.
2. Быстрый рост мускулатуры.
3. Девочки выше мальчиков.
4. Изменяется сердечнососудистая система, ОТСЮДА недостаточное снабжение мозга кровью, из-за чего повышается утомляемость.
5. Изменения в эндокринной системе, ОТСЮДА чувство неуклюжести, неловкости, тревоги, повышенная возбудимость, депрессия.
| 1. Важно мнение сверстников (стадное чувство).
2. Стремление к соревнованию.
3. Сопротивление критике.
4. Формирование самооценки.
5. Поиск своего места в коллективе.
| 1. быть принятым в группе сверстников.
2. иметь кумиров, идеалов для подражания.
3. заниматься своей внешностью.
4. интерес к противоположному полу.
5. потребность в самоутверждении.
|
Рекомендуемые формы работы: Коллективные игры, внутри отрядные КТД-концерты, работа на взаимодействие мальчик – девочка, нестандартные формы работы.
|
15-16
Подростковый старший
| 1. У большинства девочек завершается половое созревание.
2. Мальчики становятся физически сильнее и выносливее.
3. Повышенный обмен веществ.
4. Большие индивидуальные особенности в развитии: различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть.
5. Завершение роста скелета.
| 1. Крайности поведения (самодостаточность, независимость).
2. Повышенная эмоциональность.
3. Беспокойство о собственной внешности.
4. Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками.
5. Первая любовь.
6. Беспокойство о своей внешности.
7. Растет социальная активность.
8. Желание быть ответственным, сделать что-то стоящее, полезное.
9. Формируются жизненные цели, мировоззрение.
10. Большой интерес к личностному росту.
11. Определение с профессией.
| 1. Потребность в творческих и спортивных успехах.
2. Потребность приобрести навыки взаимодействия с противоположным полом.
3. Потребность ответить на вопрос «Кто я и мое место среди других?».
4. Принятие группы сверстников.
5. Навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с другими.
|
Рекомендуемые формы работы:
Дискуссии, огоньки, вечеринки, коллективные игры, игры на поднятие эмоционального фона.
|