Ниже нам хотелось бы отметить теоретические положения, вскрытые Л.С. Выготским и значимые до настоящего времени:
роль культурно-исторического опыта, накопленного человечеством и влияющего на ход развития, воспитания и обучения ребенка;
положение о возможностях ребенка, способного под воздействием обучения со стороны взрослого интериоризировать опыт познавательной и коммуникативной деятельности;
теория о единстве биологического и социального в развитии ребенка;
понятие о структуре дефекта при умственной отсталости: основное нарушение и вторичные (сопутствующие) отклонения;
положение о единстве законов развития нормальных и умственно отсталых детей при качественном своеобразии развития умственно отсталого ребенка;
экспериментально доказанное учение о возможностях компенсации дефекта и о
преимущественной коррекции вторичных отклонений при целенаправленном воздействии со стороны специально подготовленного взрослого;
|
|
понятие о комплексном коррекционно-педагогическом воздействии;
учение о сенситивных периодах.
Все эти положения оказываются значимыми для разработки теории интегрированного образования в нашей стране. В отличие от теорий социального научения, характерных для западных моделей интеграции, отечественные ученые стоят на позициях деятельностного подхода. При его реализации объективно значимым для включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников является единство деятельности (игровой или учебной, коммуникативной или познавательной), объединяющей детей, ориентированных на достижение определенной цели. При этом цели и мотивы деятельности детей с разным уровнем психофизического развития, объединенных общим пространством игры или учебы, могут быть разными.
Опора на ведущую деятельность возраста, учет сенситивных периодов в становлении
высших психических функций, своевременное формирование типичных видов детской
деятельности и их связь с возрастными психическими новообразованиями служат основой, позволяющей осуществлять целенаправленное воспитание и обучение со стороны специально подготовленного взрослого. Если западные теоретики говорят о «созревании поведения» по мере того, как формируется одна функция и не получает подкрепления другая, отечественная школа опирается на системный деятельностный подход к развитию личности ребенка, возможности которого практически неограниченны.