«Наличие положительного заключения психолого-педагогической экспертизы игрушек обязательно при выдаче сертификатов Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации».
Особо рассматривались специализированные игрушки для психотерапевтической практики. Все требования к игрушке делились на 2 уровня.
Игрушки 1 уровня признаны защитить ребенка от негативных воздействий, а игрушки 2 уровня должны осуществлять политику обеспечения развития ребенка.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации должны устанавливаться нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет.
.
Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек:
· Игрушка должна быть культуросообразной и соответствовать принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
· Социальная и психологическая безопасность игрушки.
· В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
· В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.
· Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.
· Игрушка не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
· Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка.
· Привлекательность игрушки для ребёнка.
· Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие).
· Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.
Дополнительные критерии:
· Возможность использования игрушки в коллективной игре.
· Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
· Прочность и долговечность игрушки.
· Использование экологически чистых материалов.
· Качество описания игрушки.
· Качество упаковки игрушки.
Анализируя отечественный рынок игрушек можно выделить три злободневные проблемы с точки зрения психолого-педагогической экспертизы:
1. Возраст, рекомендованный отечественными производителями.
2. Звук. Ребенку в дошкольном возрасте свойственно звукоподражание. С каждым годом растет число детей, посещающих занятия у логопеда. Однако на низкой результативности этих занятий подчас сказывается общение детей с некачественной звуковой игрушкой.
3. Содержание обучающих игр. Самый значительный рост в разработке и производстве отечественных игр произошел в количестве наименований серии обучающих игр. Особую тревогу вызывают игры по обучению грамоте. Неправильная подача обучающего материала с точки зрения педагогики, методики и дидактики, огромное количество грамматических, лингвистических, орфографических, стилистических и т.д. ошибок наносит непоправимый вред ребенку. Такая игра не помогает, а создает лишь трудности на пути получения знаний и условия для травмирования психики детей в процессе переучивания.
Сегодня возможности игрушки велики. Ее применяют:
и в практике воспитания;
и при оказании психической помощи;
и коррекции поведения;
и в творческом развитии.